Эстонские реконструкторы на «военном аттракционе». Стоп-кадр с видео ERR.ee.

Мнение: Подобострастие к Вермахту приведёт Эстонию к повторению гитлеровского плана «Ост»

Русский журналист в Таллине Димитрий Кленский обратился с открытым письмом к эстонской интеллигенции

В канун начала Великой Отечественной войны Эстонская радиотелевизионная корпорация рассказала о создании военно-исторического парка, где реконструирована линия немецко-фашистской обороны WALK и героизируется упорное сопротивление Вермахта в 1944 году наступавшей Красной Армии. Примечательно, что заголовок варианта с русским текстом обходит скандальную составляющую события – воспевание Вермахта. Для русских и русскоязычных жителей говорится в самых общих чертах о «реконструкции боевых позиций Второй мировой войны». Впрочем, с самого начала военно-исторический комплекс на берегу реки Вяйке-Эмайыги, неподалеку от деревни Соору Валгаского уезда, оскорбительно назван «аттракционом». В этом – само отношение в Эстонии к войне.

О подобострастии к Вермахту, с которым работали реконструкторы – Государственный центр управления лесами (RMK) и Союз офицеров Эстонии, говорит использование при проектировании архивных материалов. Восстановлены траншеи, пулемётные гнезда и бункеры. Энтузиасты пригнали военную технику. Парк стал объектом военно-исторического туризма, его посетителей встречают офицеры в форме Вермахта. «Уважения» удостоили и противника – туристам показывают артистов, переодетых в пленных и раненых советских офицеров. Подумали и о развлечениях — проводятся лазерные сражения с применением оружия Второй мировой войны. Эстонская Академия внутренней безопасности организовала здесь лагерь, где гимназистов обучают азам государственной обороны.

Из видеоматериала ERR.ee можно узнать, что гимназисты из Нарвы, где 97% населения составляют русские и русскоязычные жители и где нынче массово отпраздновали 70-летие Великой Победы, Гульнара и Тимофей несказанно рады своему пребыванию в парке:

Она: «В случае безработицы можно поступить в Академию, хороший оклад».

Он: «Хороши занятия по тактике, учишься совместным действиям».

Пикантность в том, против кого будут направлены эти «совместные действия» – родственников того же Тимофея в России? Но эффект отторжения от России, ее истории, воспитание местного патриотизма с душком гитлеровского Вермахта, даст, наверное, свои плоды. Скоро в этом регионе пройдет 8-й Фестиваль военной истории.

Месту «битвы» присвоен статус культурного наследия. Теперь только встаёт вопрос, как будет гармонировать с ним, находящийся в непосредственной близости мавзолей героя Великой Отечественной войны 1812 года, генерал-фельдмаршала Барклая де Толли. К слову, эта историческая личность, которому поставлена скульптура в полный рост возле Казанского собора в Санкт-Петербурге, упоминается в уездных туристических проспектах и на сайтах просто, как известный военачальник. Без упоминания, что он «каким-то боком» всё-таки российских корней.

Даже, если одновременно с новостройкой реконструировали бы позицию Красной армии, это всё же оставляло бы, как минимум, неприятный осадок. Налицо завуалированная попытка оправдать войну нацистской Германии: на словах – против большевизма, по факту – против Советского Союза (России). И как ни крути, это – ещё и оправдание нацистской идеологии гитлеровской Германии. Потому привычные в Эстонии разговоры о стремлении восстановить в таких условиях независимость Эстонии, не только наивны, но и пошлы. Они оскорбляют саму идею независимости.

По этой логике, Красная Армия должна была прекратить преследование немецких оккупантов не только на территории Эстонии, но и всей Восточной Европы. То есть за счёт мифической независимости в рамках немецкой оккупации надо было сохранить смертельного для России врага, а также человеконенавистническую идеологию, которую от имени всего мира заклеймил Нюрнбергский трибунал.

Но, если всё же опуститься до предлагаемого абсурда, то надо освежить в памяти планы Гитлера в Прибалтике. Прочтите выдержку из инструкции Рейхсминистра оккупированных Восточных областей Розенберга имперскому уполномоченному в Прибалтике и Белоруссии в мае-июне 1941 года («Нюрнбергский процесс», М., 1958, том 2, стр.550):

«Все области между Нарвой и Тильзитом (ныне город Советск в Калининградской области РФ. – «НьюсБалт») поддерживали постоянно тесные отношения с германским народом. Насчитывающая семь столетий история, сформировала внутренние симпатии большинства национальностей, населяющих эти области, направила эти симпатии к Европе и включила эти области в жизненное пространство великой Германии…».

А вот выдержка из замечаний и предложений имперского руководителя войск СС Гиммлера к генеральному плану «Ост» от 27 апреля 1942 года:

«На обширных пространствах Востока, не предусмотренных для колонизации немцами, нам потребуется большое количество людей, которые в какой-то степени воспитывались в европейском духе и усвоили, по меньшей мере, основные понятия европейской культуры. Этими данными в значительной мере располагают эстонцы, латыши и литовцы».

Что же касается эстонского народа, то в этом же документе сказано: «Политика онемечивания применима лишь к тем народам, которых мы считаем расово полноценными. Расово полноценными для нашего народа являются в основном лишь те местные жители не немецкого происхождения, которые сами, как и их потомство обладают ярко выраженными признаками нордической расы…»

Напрашиваются выводы. Сегодняшние поклонники борцов в немецких и нацистских мундирах за независимость Эстонии откровенно обманывают живущих сегодня эстонцев. Если это не так, тогда те же поклонники год от года всё более открыто признаются в приверженности нацистской идеологии и соглашаются с планами Гитлера, в частности, по Эстонии. Одновременно оправдываются военные преступления тех эстонцев, которые до участия в боевых действиях в составе 20-й Гренадёрской дивизии СС (Эстонской) вели карательные операции против мирного населения северо-запада России, а также в Белоруссии и Словакии, то есть тех, у кого руки по локоть в крови. Об этом рассказывают документы, сборники которых в нынешней Эстонии не переиздают.

В эстонском издании 2004 года «Обзор периода оккупации» (редактор: доктор исторических наук Энн Тарвел), посвящённом нахождению Эстонии в составе СССР, в главе «Сопротивление» полностью отсутствуют какие-либо упоминания об участии «Омакайтсе» в массовых убийствах и карательных акциях. В издании, составители которого выражают признательность министерству обороны Эстонии, о деятельности членов «Омакайтсе» сказано, что они «выполняли задания, касающиеся безопасности на местах». (Обзор периода оккупации. Составитель ХейкиАхонен. Изд-во Kistler-Ritso Eesti Sihtasutus. 2004. ISBN).Но даже Международная комиссия по расследованию преступлений против человечности, учреждённая в 1998 году президентом Эстонии Леннартом Мери, установила, что в преступлениях участвовали от 1000 до 1200 членов «Омакайтсе», что они «участвовали в облавах на предполагаемых коммунистов, а также евреев (и, возможно, в их расстрелах)». Отмечено, что «Зондеркоманда 1А вместе с «Омакайтсе» и эстонской полицией так тщательно истребляла эстонских евреев, что не было надобности в гетто». Это – самые минимальные данные, так как документально установлено: число зверств и жертв «Омакайтсе» было в разы больше.

Поразительно отсутствие интереса эстонского общества к этой странице собственной истории и одновременно непрекращающиеся нравоучения и обвинения России и русских во всех грехах, даже придуманных. Получается, что Эстония, восстановившая четверть века назад независимость, живёт во лжи, в полуправде. Но это не сулит в будущем ничего хорошего. Нельзя же вечно строить своё благополучие и оправдывать свои недостатки и промахи свирепой русофобией и пещерной антироссийскостью. Тем более, что многие эстонцы и местные русские знают истинную цену «эстонской правде», по которой живёт наша этнократия.

Ситуация, когда молчит интеллигенция, чревата неприятностями для самой Эстонии. Уже открыто звучат не только русофобские высказывания, но и расистские, которым общество и государство не дают отпора.
Пора выходить из моноэтнического тупика, который заведёт всю страну только в ужасы naziонализма. Надо срочно приступить к устранению белых (неприятных) пятен в истории Эстонии XX века.

Для начала можно обсудить сооружение двух монументов жертвам трагических событий 1941-1945 годов. Первый – тысячам (по разным оценкам от 4 до 12 тысяч) зверски убитых озверевшими националистами в противотанковом рву в Лемматси, что под самым Тарту, мирных жителей, в том числе женщин и детей, коммунистов, евреев, военнопленных, которых перед экзекуцией мучили (женщин насиловали, детей подкидывали в воздух и расстреливали). И второй памятник – бедным крестьянам, т.н. новоземельцам, которым советская власть до войны бесплатно раздала землю за счёт её урезания у местных латифундистов, и которые зверски убивали бедняков с уходом Красной армии и до прихода немцев. Приходилось слышать о чудовищных расправах – бедняков зарывали живыми в землю с торчащими головами. В рот им набивали землю – чтобы те в прямом смысле подавились.

Пора опомниться. Иначе эстонское общество собственноручно осуществит историческую реконструкцию этих ужасных трагедий на территории Эстонии во время Второй мировой войны.

Автор — Димитрий Кленский // Таллин, Эстония.