В Литве после летних каникул судейского сообщества возобновляется громкий судебный процесс над гражданами России, Белоруссии и Украины, которые обвиняются в «военных преступлениях» против Литвы в январе 1991 года (когда Литовскую ССР независимым государством юридически не признала ни одна страна в мире). Первое заседание Вильнюсского окружного суда запланировано на 3 октября, однако уже сейчас активизировался адвокатский корпус.
Накануне в литовской столице состоялась пресс-конференция адвоката Альбертаса Буты, который представляет Робертаса Повилайтиса — сына погибшего 25 лет назад у Вильнюсской телебашни мужчины. Повилайтис-младший, признанный пострадавшим в деле о событиях 13 января 1991 года, уже несколько лет пытается добиться от Генпрокуратуры Литвы начать расследование в отношении Михаила Горбачёва на предмет халатного исполнения обязанностей Главнокомандующего Советским Союзом.
В свою очередь Генеральная прокуратура Литвы отказывается инициировать какие-либо следственные действия в отношении Горбачёва, оперируя мотивировкой «нет оснований».
«Выходит, что Генпрокуратуре не хватает собранных сведений для того, чтобы начать досудебное расследование, но у неё и нет желания предпринять активные действия, проявить инициативу и начать собирать недостающие данные, — заявил адвокат Бута журналистам. -Получается замкнутый круг: прокуратура начнёт расследование, если будут установлены новые данные, но новых данных нет, потому что не идёт досудебное расследование. Ну, только если эти данные спустя 25 лет будут предоставлены прокуратуре на блюдечке».
По мнению историка Валерия Иванова, который привлечён к суду в качестве свидетеля, «то, что наблюдаем сегодня в суде по делу о трагических январских событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе, назвать юридическим правовым действием невозможно».
«Прокуратура явно выгораживает Горбачёва, уводя его от ответственности за эту трагедию, поскольку существовал политический сговор между тогдашним ЦК КПСС и руководством «Саюдиса», — считает историк. — О сговоре на уровне силовых структур «Саюдиса» с некоторыми тогдашними высокопоставленными советским военными говорил публично Аудрюс Буткявичюс (первый министр охраны края Литвы. — «НьюсБалт»). — Где секретарь компартии Миколас Бурокявичюс и где Главнокомандующий Горбачёв, который только и мог дать команду на вывод войск в город. Даже дураку ясно, что Бурокявичюс не мог командовать частями Советской армии и отдавать им приказы любого рода».
По словам Иванова, литовские прокуроры сами себе противоречат, утверждая, что Советский Союз в январе 1991 г. вёл войну против независимой Литвы, и в то же время отказываются привлечь к ответственности тогдашнего Верховного главнокомандующего ВС СССР Горбачёва. «Отговорка литовских прокуроров на предмет «не пожелал дать показания» в отношении Горбачёва просто смешна при таком «обвинении в военной агрессии», — подытожил историк.
«НьюсБалт» уточняет, что на скамье подсудимых находится россиянин Юрий Мель, который находился в танке во время наведения конституционного порядка у Вильнюсской телебашни. Полковник запаса из Калининграда сидит в литовских застенках уже третий год. Ему грозит пожизненное лишение свободы.