Памятник советским узникам в польском г. Замосць. Фото: Kronikatygodnia.pl.

Не Гиммлерштадт. Польские депутаты отказались сносить памятник красноармейцам

Дань уважения жителей и властей города Замосць на юге-востоке Польши

Депутаты города Замосць на юго-востоке Польши выступили против сноса монумента советским военнопленным, погибшим в гитлеровском лагере Шталаг 324. В постановлении горсовета сказано, что народные избранники — «против ликвидации памятника, который увековечивает жестокое отношение и истребление узников немецким Вермахтом».

«Всё это нужно принять как часть истории, — цитирует Kronikatygodnia.pl депутата Марту Пфефер. — Памятник стоит здесь не для того, чтобы кого-то вспоминать, а чтобы задуматься о страдании тех людей вне зависимости от их национальной принадлежности».

«Это дань уважения к десяткам тысяч погибших людей, независимо от национальности или вероисповедания», — дополнил другой депутат Иренеуш Годзиш.

Расположение г. Замосць

Расположение г. Замосць

«НьюсБалт» уточняет, что менее года назад аналогичное решение по памятнику красноармейцам приняла мэрия польского города Жешув, который располагается в ста километрах от Замосца.

Памятник в Замосце установлен в 1969 году на месте немецко-фашистского лагеря для советских военнопленных. На монументе выбиты на польском языке слова:  «Памяти более 20 тысяч советских военнопленных, убитых гитлеровцами на территории лагеря Каролувка в ноябре 1941 года. Общество Замосца». Рядом с монументом расположено военное кладбище, где похоронены 6543 советских солдат, из которых известны имена только чуть более сотни человек.

Чтобы современный читатель понял, что творилось в нацистском лагере в Замосце с нашими солдатами, пленёнными в самом начале агрессии фашистской Германии на Советский Союз, «НьюсБалт» публикует фрагмент показаний немецкого офицера:

«11 декабря 1941 я вместе с господином Висмеком посетил лагерь Замосць. Глиняная почва лагеря была перемешана с кровью и нечистотами. Сильно пахло трупами и лизоформом. В бараках ютились кричащие, хрипящие, мечущиеся в лихорадке скелеты, которые уже почти не были людьми. В их запавших глазах просвечивало безумие. Они жадно кидались на крыс, мышей и умерших товарищей, так как им месяцами давали в день по одному ржаному сухарю — а они хотели выжить, выжить любой ценой. Когда я 9 декабря 1941 изложил свои наблюдения, генштаб был в ужасе. Но Гитлер сказал решающее слово: «Снова эта военная сентиментальность». Генштабисты пороптали, пошумели и покорились. Для некоторых господ с красными генштабистскими швами гуманитарные соображения роли не играли».

Другой фрагмент:

«3 ноября в офлаге Замосць-Норд приблизительно 2500 русских офицеров были при помощи выстрелов согнаны вместе. Они должны были спустить штаны, вдоль рядов прошла комиссия и приказала всем обрезанным выйти из строя. Тем же вечером около 1000 офицеров было расстреляно. Последующая проверка протоколов допросов показала, что это были не евреи, а караимы (жители полуострова Крым) и кавказцы, у которых тоже существовал ритуал обрезания».

Также следует добавить, что во время немецкой оккупации в Замосце была расстреляна вся еврейская община – 11 тысяч человек. В планах гитлеровской Германии в рамках германизации польский город Замосць  предполагалось переименовать в Гиммлерштадт — город имени одного из главных нацистских преступников, руководителя СС Гиммлера.

Замосць был освобождён Красной армией 25 августа 1944 года.

Памятник советским узникам на карте «Гугла»