Концепция Русского мира, реализуемая в настоящее время Россией, нежизнеспособна. Такое мнение высказал в Калининграде украинский политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Встреча с экспертом, организованная дискуссионным клубом «Калининградский блог-пост», прошла накануне в музее Мирового океана.
«Концепция Русского мира, то как она реализуется, нежизнеспособна, — сказал Погребинский. — Да, Русский мир существует. А вот что понимают (в России) под этой концепцией? Это расширение ареала, утверждение на каких-то пространствах…»
«В 2000-х годах меня была встреча с очень высокопоставленным российским чиновником, и я ему сказал, что у нас много работают российских олигархов, деньги хорошие зарабатывают на Украине. Ну соберите этих людей, предложил я чиновнику. Попросите их открыть фонды, как на Западе, которые давали бы деньги, чтобы люди воспитывались в соответствии с философией мозгов. И я спросил этого чиновника, знает ли он, сколько украинских студентов бесплатно учится в российских вузах? Триста человек. А в Польше на тот момент — это были 2002-2003 годы — учились бесплатно 3 тысячи украинских студентов. Бедная Польша, а на то время она была совсем бедная, могла обеспечить это, а богатая Россия нет. Вот эта картинка, как устроен Русский мир».
«Я считаю, что продвижение Русского мира — это не дело организации. Пусть Слава Никонов на меня сейчас и обидится (Вячеслав Никонов — председатель правления фонда «Русский мир», созданного в 2007 года указом Путина. — «НьюсБалт»). Это дело Российского государства. И вообще российской, русский патриотизм существует благодаря присутствую государства в той или иной форме».
Развивая тему. политолог привёл примеры «украинского патриотизма» за границами Украины в противовес русскому патриотизму.
«Я пару дней жил в США в семье у замминистра торговли Украины, — продолжил Погребинский. — У него всё дома украинское. Они каждую неделю ходят семьёй и співають українські пісні. Все дети говорят по-украински. А русские в США? Их дети даже не говорят по-русски. Это такая специфика Русского мира».