Подвеска «Символ Восточно-прусского землячества» в Калининградском музее янтаря. Иллюстрация: Amber-sfera.ru.

Калининградцев, как «странных людей», гнут в лосиный рог

Будни германизации

Информационно-аналитический портал «Новости Балтики» не раз поднимал тему политической гигиены символов, которая особенно актуальна для Калининградской области как одного из центров идеологической борьбы Запада с Россией. Не так давно в редакцию обратился наш читатель, сообщивший, что  в Калининградском музее янтаря продаются сувениры со спорной символикой. Речь идёт о кулонах и брелках с изображением лосиного рога — отличительного знака «Восточно-прусского землячества».

Действительно, на сайте Ambermuseum.ru, говорится, что каждый посетитель может стать участником мастерской ювелира-янтарщика «Прусский мёд», расположенной на цокольном этаже.

«Все изделия авторского дизайна, выполнены на основе традиций народов Северо-Запада России и Прибалтики (древних славян, пруссов, шведов и скандинавов)», — сказано на сайте.

Именно «Прусский мёд» торгует сувенирами в музее янтаря с изображением исключительно германского символа, причём с реваншистским душком. Получив эту историю ещё весной, редакция «Новостей Балтики» не спешила её публиковать и «указывать» уважаемому государственному учреждению культуры. Вроде мелочь, этот значок с лосиным рогом, особенно на фоне праведной борьбы с «тяжёлыми» германскими символами — гербами калининградских муниципалитетов, украшенных то иноязычными инициалами регента Пруссии, то тевтонскими крестами псов-рыцарей. Но время пришло. 

Лосиный рог и Тевтонский орел на встрече восточно-прусских потомков. Стоп-кадр.

«Щелчком» послужила запись на «Фейсбуке», сделанная несколько дней назад пользователем Светланой Челноковой. Калининградка, стоящая вполне себе на «германизаторских» позициях,  опубликовала видеозапись со встречи «Cоюза молодёжи Восточной Пруссии» на территории германской земли Северный Рейн-Вестфалия. На этом мероприятии (см. фото) висели флаги с лосиным рогом и т.н. Тевтонским орлом. Последний символ, прежде чем стать гербом Восточной Пруссии, был отличительным знаком кровавого Тевтонского ордена. Затем, уже во времена Фридриха I, была создана государственная награда с таким же чёрным орлом и надписью по-латыни “Suum cuique” («Каждому своё»). Такую же надпись, уже по-немецки — Jedem das Seine — немцы выбили над воротами лагеря смерти Бухенвальд. На этом фоне Челнокова опубликовала воспоминания одной бывших жительниц Восточной Пруссии. Оцените презрение немецкой фрау к нам:

«Как-то на похоронах столетней дамы, рождённой в богатом поместье, около нынешнего пос. Железнодорожный (Gerdauen), читались выдержки из её дневника: «В 2003 году посетила нашу родную усадьбу… Болото, лес, дебри. Ничего больше. Но, может, быть это и лучше, что природа забрала всё себе. Наверно, я бы не смогла это перенести, если бы из окон нашего дома торчали лица каких-то… странных людей (от автора: там другое слово было)».

На вопрос пользователей о том, какое было слово (вместо «странные»), Челнокова ответила со смайликами: «неприятное».

Конечно, это всё можно объяснить эмоциями, пытаясь реабилитировать «нейтральный» символ — лосиный рог. Это ж, чисто природный знак, скажут некоторые. Чего пристали. Но чисто с исторической позиции, этот символ не такой уж безобидный. Многочисленные  «Молодёжные землячества Восточной Пруссии», являясь ячейками зонтичного типа, давно уже стали кадровым резервом для «Восточно-Прусского землячества», которое в свою очередь исходит из «Союза изгнанных и лишённых родины» — вполне себе реваншистского движения в ФРГ.

«Эксперты обращают внимание на то, что представители «Восточно-Прусского землячества» были одними из первых, кто в начале 90-х в рамках «гуманитарных проектов» организовывали «профессиональную практику молодых специалистов Калининградской области в Германии». В 1992 году один из руководителей данного начинания, журналистка Гудрун Шмидт стала соучредителем так называемого «Ганзейского бюро» (в 2016 году «Ганзейское бюро» внесено в списки иноагентов. — «НьюсБалт») , координировавшего сотрудничество в «области образовательных проектов» между германской землёй Шлезвиг-Гольштейн и Калининградской областью. О целях программы можно судить по одному из достигнутых результатов. Многие участники такого трансграничного сотрудничества, занявшие впоследствии влиятельные позиции в бизнесе и образовательной сфере российского региона, стали сторонниками навязываемой немцами позиции, согласно которой «Калининград — это город с европейской идентичностью», — пишет «Красная весна».

Достаточно сказать, что с 1991 по 2010 год в программу «Восточно-Прусского землячества» через «Ганзейское бюро» было инвестировано более 1 миллиона евро. 

Вот так калининградцев, как «странных людей», гнут в лосиный рог.