Андрес Анвельт

Министр юстиции Эстонии

Андрес Анвельт (Andres Anvelt) – министр юстиции Эстонии с 26 марта 2014 года.

Личная жизнь

Родился 30 сентября 1969 в Таллине. Андрес — коренной таллинец, а его отец — буквально «дитя Арбата»: родился в московском роддоме имени Грауэрмана в семье Яна Яновича Анвельта, начальника главного управления гражданского воздушного флота СССР. В 1918-1919 годах Ян Янович возглавлял Эстляндскую трудовую коммуну — советское государство на востоке Эстонии. Сам Ян Анвельт погиб в 1937 году во внутренней тюрьме на Лубянке.

Внук старого большевика Андрес поступил в местную школу милиции по «этническому» набору, устроенному министром внутренних дел Эстонской ССР Марко Тибаром. Штат республиканской милиции на 95% был укомплектован неэстонцами. Тибар набрал целый курс представителей титульной национальности — считалось, что это позволит «гуманизировать» эстонскую правоохранительную систему.

По воспоминаниям Анвельта, учёба в милицейской школе засчитывалась как армейская служба, но называть её способом откосить от армии, видимо, не стоит. Милицейских курсантов в конце 80-х, после начала столкновений в Нагорном Карабахе, часто посылали подавлять межнациональные конфликты. Андрес вполне мог повоевать ещё в курсантские годы, но министр Тибар о свой молодёжи продолжал заботиться и договорился с Москвой, что таллинских курсантов никуда посылать не будут, а они вместо этого будут исполнять функции ОМОНа.

Анвельт женат, супруга – Карт (или Кэрт) Анвельтига, журналистка.

Карьера

К 1989 году ОМОНы уже создали в Риге и Вильнюсе, Таллин был на очереди. Таллинская школа милиции, как и республиканские ОМОНы, подчинялась МВД СССР напрямую, и Москва согласилась с Тибаром, что ОМОН в Эстонии не нужен. В итоге, когда в начале 1991 года именно местные ОМОНы в Литве и Латвии были главным инструментом подавления сепаратистов, в Эстонии всё обошлось без крови. Молодой Анвельт к тому времени работал оперуполномоченным в Ленинском РОВД Таллина, борьбе за независимость предпочитая борьбу с автоугонами.

Когда же в независимой Эстонии вместо милиции появилась полиция, для коренного меньшинства в ней открылись невероятные карьерные перспективы.

— В уголовном розыске были почти одни только русские специалисты, и они стали массово уходить — кто-то в Россию, кто-то в охранные фирмы, кто-то и в криминальные структуры, — рассказывает Анвельт. — Мы оставались и фантастически быстро росли. В 21 год я уже был старшим оперуполномоченным республиканского уголовного розыска, который потом переименовали в криминальную полицию.

В конце 1990 года, ещё до признания независимости Эстонии властями СССР, в Пярну открылась полицейская школа с трёхмесячным курсом обучения. Андрес и его коллеги называли её «экспресс-курсами для героев Советского Союза», имея в виду пародийно низкое качество подготовки в этой школе. Но отсутствие конкуренции тоже способствовало карьере будущего министра. В 1993 году он возглавил республиканский «убойный» отдел, а через три года стал главным комиссаром полицейского бюро по борьбе с организованной преступностью.

О «лихих 90-х» в Эстонии не снимают сериалов, но это не значит, что Эстония тогда была намного благополучнее России. Анвельт вспоминает, как ездил на всемирный конгресс полицейских в Америку в 1995 году и демонстрировал коллегам статистику 1994 года — 365 убийств за год.

Дипломная работа по праву, которую Анвельт защитил в Тартуском университете, была не про пермских или краснодарских, а про эстонских бандитов – «птицефабриковских».

— Вообще у эстонцев ОПГ не бывает, — поясняет бывший полицейский. — Эстонец группой не живёт, у нас даже сёл нет — только хутора. Но «птицефабриковские» откуда-то появились. Ну, вот просто бандиты с птицефабрики, и все эстонцы.

Сам Анвельт к концу 90-х закончил не только Тартуский университет, но и магистратуру Таллинского университета по административному управлению, а также академию ФБР (1999) в Америке, превратившись в самого образованного полицейского своей страны. Видимо, на этой почве у него не сложились отношения с новым директором эстонский полиции Робертом Андроповым, который хотел упразднить центральный аппарат криминальной полиции во главе с Анвельтом, оставив только местный уровень. Чтобы Анвельт не мешал, Андропов назначил его начальником полицейской академии.

После работы преподавателем в Эстонской полицейской академии, полгода преподавал в полицейской академии Иордании (построенной США).

Вернувшись в Эстонию, написал роман «Красный Меркурий» про «красную ртуть» — это была модная конспирологическая тема в начале 90-х: якобы советские учёные разработали какое-то уникальное вещество (то ли яд, то ли наркотик, то ли взрывчатку) и за ним охотятся все спецслужбы и мафии мира.

С 2007-го – советник главкома эстонских вооружённых сил Антса Лаанеотса (на тот момент – единственный высший офицер Эстонии, имевший советскую боевую школу, командовал полком в Эфиопии).

2011-2014 гг. – депутат Рийгикогу от Социал-демократической партии Эстонии (СДПЭ), председатель комиссии по борьбе с коррупцией.

26 марта 2014 года назначен на пост министра юстиции в Кабмине, образованном коалицией правящей Партии реформ и СДПЭ.

Контакты

Русскоязычная версия сайта Минюста Эстонии.

← все персоны