Наши соседи и братья по общей истории – литовцы – обоснованно рассержены из-за решения (по сути, саботажа) Австрии, которая после недолгого задержания освободила и позволила убежать обвиняемому в бойне в Вильнюсе 13 января 1991 года гражданину России Михаилу Головатову. На его арест Литва выдала международный ордер.
Почему Вена так поступила? Давность инкриминируемых Головатову деяний не может быть аргументом. Швейцария в 2009 году арестовала кинорежиссера Полянского, хотя ордер на его арест был выдан США 31 год назад. Международное сообщество продолжает преследовать и судить обвиняемых в бойне в Руанде и на Балканах.
Нормальные государства не игнорируют ордеры на арест других государств, даже если сомневаются в обоснованности обвинений. Например, Польша в прошлом году по требованию России задержала одного из лидеров чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева, и, если бы Закаева не защищал статус политического беженца, исход его ареста в Польше мог бы быть иным.
Случай с Закаевым, правда, показывает и нечто другое: есть государства, которые после соблюдения юридических формальностей все же не боятся игнорировать давление России. Австрия, кажется, боится. Почему?
Конечно, можно с сочувствием сказать, что у австрийцев историческая травма: после окончания Второй мировой войны были необходимы десять лет и непрерывные поклоны, чтобы Красная армия убралась из своей оккупационной зоны в Австрии. Можно упомянуть, что австрийцы слишком связаны с коммерческими интересами (в энергетике, финансах и др.), чтобы осмелиться поссориться с Москвой. Но это вроде бы не должно быть аргументами, если речь идет о стране-члене Европейского союза.
И здесь мы приходим к отрезвляющей теме: насколько твёрд хребет Европы в отношениях с нашим восточным соседом – насколько мы можем полагаться на европейскую солидарность? Италия – дружба Берлускони с Путиным хорошо известна. Германия при Меркель стала более осторожной, но реверансы ее предшественника были яркими. Скандинавия в последние десятилетия вроде бы стала осторожнее, но, если вспомнить времена холодной войны, то нехорошо становится. Если нет коммерческих интересов, то есть какая-то неверно понятая солидарность по отношению к беспокойным национальным или религиозным меньшинствам (в свое время, в Испании и даже в Израиле, который не входит в состав ЕС). Нужно считаться с тем, что Россия из-за своих масштабов всегда найдет тех, кто к ней прислушается в Европе, какой бы авторитарный режим ни хозяйничал в соседней стране.
С учётом такой большой «массы» дружественных Кремлю европейских государств, тем более важно балтийцам в таких ситуациях крепко держаться вместе. Кристовсикс (Гиртс Валдис Кристовскис – министр иностранных дел Латвии. – Прим. переводчика) отреагировал адекватно, но необходимо поддерживать литовцев и в дальнейшем. Не будем забывать что бойня, которую Москва устроила в Вильнюсе в 1991 году, стала такой явной и шокирующей для мира, что пролившаяся там кровь, может быть, спасла от аналогичной судьбы людей в Риге.
Перевод — «ИноСМИ».
Также по теме: