«Ввести в одностороннем порядке режим безвизового въезда в Калининградскую область для граждан Евросоюза»

«Независимая газета» опубликовала мнение депутата Калининградской областной Думы Соломона Гинзбурга о шансах Калининграда стать мостом между Россией и Европой.

Тема развития отношений России с Евросоюзом сегодня одна из самых обсуждаемых. Но оформившиеся вокруг неё группы интересов различаются по мотивации. Если для большинства жителей России она находится где-то в области благих пожеланий на будущее, то для Калининградской области – в числе вопросов жизни и смерти.

Ключ дает карта, если взглянуть на неё с точки зрения бизнеса. На какие рынки сбыта может рассчитывать компания, решившая производить что-либо в Калининграде? Рынки стран ЕС, окружающих область со всех сторон? Они закрыты от нас многочисленными барьерами, которые годами воздвигала евробюрократия, ограждая Евросоюз от внешней экспансии. Рынок Центральной России? Он отделён от нас двумя границами – а значит, четырьмя таможнями. Любой регион оказывается конкурентоспособнее нас по одной только этой причине. Всё, на что остается рассчитывать, – это внутренний рынок самой области. Но его ёмкость пока ещё, к сожалению, слишком мала для любого серьёзного инвестора. 

Есть ли сегодня у наших товаров способ найти своих покупателей в Европе? Их два. Первый – пробиваться на европейскую территорию через тернии евростандартов. Игра стоит свеч, но это трудный и долгий процесс с туманными перспективами. Однако есть и второй, более изящный вариант. Если мы пока ещё не можем продавать европейцам наши товары на их земле, что нам мешает делать это на своей? Да, трудно представить обладателей европаспортов, едущих на шопинг в Рязань или Тюмень или даже в Москву. Но Калининград – другое дело: 30 километров до границы, меньше часа лета до Варшавы, Берлина или Стокгольма, и богатый выбор путей – по земле, воде или воздуху. 

Сегодня Россия декларирует намерение перейти на безвизовый режим с ЕС. Об этом заявил президент Медведев, это является сегодня официальной позицией нашей страны. Но на одних декларациях далеко не уедешь. Необходим жест, усиливающий нашу позицию. Таким жестом могло бы стать введение в одностороннем порядке режима безвизового въезда в Калининградскую область для граждан Евросоюза. 

Российские прецеденты уже есть, и они доказали свою эффективность. Санкт-Петербург, где с апреля 2009 года действует режим трёхдневного безвизового пребывания для туристов из ЕС, получил существенный рост турпотока из соседних стран. Только из Финляндии в 2010 году туда приехало около 180 тыс. туристов, а по состоянию на апрель 2011 года эта цифра уже составила более 50 тыс. 

Калининград, находящийся гораздо ближе к европейским столицам, сегодня не может похвастать подобной динамикой. Оно и немудрено. Не так давно к нам в залив зашёл круизный теплоход из Германии с 2000 туристов на борту. Предполагалось, что у них будет шесть часов для осмотра достопримечательностей города. За первые два часа пограничный контроль в порту успели пройти лишь 500 человек; остальные в итоге решили остаться на борту теплохода. Если бы кто-то хотел специально нанести урон имиджу России, он бы не смог придумать лучшего способа это сделать. 

Можно понять опасения по поводу того, что политика излишней открытости приведёт к дальнейшему дистанцированию от страны и без того оторванного от неё региона. Но ведь единственный способ этому помешать – превратить Калининград из замкнутого эксклава на отшибе в западные ворота России. В той же мере, в которой Владивосток сегодня всё более становится её восточными воротами, мостом между Россией и странами Азии. У Калининграда сегодня есть все возможности для того, чтобы выполнить аналогичную миссию на Западе – стать мостом между Россией и Европой, новой «точкой входа» в Россию для стран ЕС, для жителей Европы и для европейского бизнеса. 

В проект рамочного соглашения между РФ и ЕС необходимо внести калининградский раздел. В нём нужны три блока: экономика, свобода и безопасность, образование и наука. Присутствие Калининграда в базовом соглашении решает задачу единых правил и норм, обеспечивающих кооперацию, равенство условий конкуренции, свободное движение товаров, услуг и капиталов. После идентификации торговых и инвестиционных связей определяется правовая база. Важна тема соотношения европейской и нашей систем стандартизации и технического регулирования. 

Модернизация – приведение к современности. Проблема не в том, чтобы Калининград догнал соседние Вильнюс и Варшаву по уровню жизни. А в том, что, хотим мы того или нет, Калининградскую область воспринимают как парадный фасад России в Европе. И если данный фасад скорее напоминает глухой облупившийся забор, это исключительно проблема самой России.


Источник — «Независимая газета»