«Лужичан и евреев — в газовые камеры!»

«Правда.Ru» пишет о том, как в Германии исчезает самый маленький славянский народ на Земле - лужицкие сербы.

Во внешне благополучной Германии идет процесс обезлюдивания расположенной на востоке страны области Лужица, входящей в состав федеральной земли Саксония. Таким образом постепенно может исчезнуть самый маленький славянский народ на Земле — лужицкие сербы, лужичане или сорбы, более тысячи лет живущие на этой земле и веками сопротивлявшиеся насильственной германизации.

Пейзаж, который предстает взору людей в окрестностях города Герлиц, мало напоминает тот образ, с которым отождествляется Германия. Вместо засеянных ухоженных полей — брошенные хутора и даже целые деревни. Местные жители из лужицких деревень стараются уехать, не видя перспектив. В начале года представители лужицких национальных организаций провели в Берлине митинг с призывом к властям ФРГ увеличить ассигнования на сохранение языка и привычной для лужичан среди обитания. Но пока что руководство Германии, похоже, не считает спасение исчезающего народа своим приоритетом.

Сегодня лужицких сербов в Германии насчитывается не более 60 тысяч. Живут они в федеральных землях Саксония и Бранденбург в исторических областях Верхняя и Нижняя Лужица (по-немецки — Лаузиц) вперемешку с немцами, которые их практически ассимилировали. Но это сегодня лужичане ютятся на небольшом пятачке на востоке бывшей ГДР. Когда-то их предки населяли около трети территории современной Германии — от Дрездена на юго-востоке до Гамбурга на северо-западе.

Лужичане — потомки некогда многочисленных полабско-балтийских славян, появившихся на севере и востоке современной Германии не позднее VI века. В отличие от родственных им поляков и чехов, эти западно-славянские племена к концу Х века не приняли христианство и не успели создать свое государство. И если королевства Польша и Чехия сумели сохраниться и отразить натиск немецких христианских королей и феодалов, то предкам лужичан не повезло.

Еще в Х веке они стали объектом экспансии немецких землевладельцев, вслед за которыми потянулись и их соплеменники-крестьяне. За последующие пару веков земли Лужицы были оккупированы, славяне-язычники или жестоко истреблены, или обращены в христианство и онемечены. В дальнейшем территория лужичан периодически входила в состав то Польши, то Чехии, но это не помешало притоку сюда немецких колонистов. В средние века христианские государи не воспринимали иноплеменников-иноверцев как однозначное зло.

В XVI веке, несмотря на то, что значительная часть лужицкого населения к этому моменту уже была онемечена, славян оставалось достаточно много. И тогда местные деятели перевели Библию на язык лужичан, положив начало их литературному языку. Правда, в итоге единой нормы у них так и не сложилось — до сих пор существуют верхнелужицкий вариант литературного языка (ближе к чешскому) и нижнелужицкий (ближе к польскому). И это обстоятельство облегчило немцам процесс их ассимиляции.

Вслед за жившими в Саксонии и Бранденбурге немцами лужичане восприняли лютеранство, тем самым еще отдалившись от католиков-поляков и преимущественно католиков-чехов. В XVII веке с карты Европы исчезла независимая Чехия, спустя еще век — Польша. Земли лужичан входили в состав Австрии, Саксонии, Пруссии, а с 1871 года — Германской империи. Наступление немецкого языка по воле канцлера-объединителя Отто фон Бисмарка (и не одного его) шло активно — все образование и делопроизводство велось только на нем. Но была и естественная ассимиляция, особенно усилившаяся в XIX — начале ХХ веков, когда жители лужицких деревень переселялись в немецкоязычные города и быстро утрачивали язык предков.

Тем не менее, к концу Первой мировой войны в Германии еще осталось несколько сот тысяч сорбов. Их лидеры попытались добиться создания своего национального государства или хотя бы присоединения своих земель к созданной в 1918 году Чехословакии. Однако державы Антанты, вышедшие из той войны победителями, требования лужичан проигнорировали. Представители небольшого народа не прекратили борьбу, и в 1922 году создали свой национальный союз «Домовина», который пытался бороться за их права теперь уже в составе Веймарской республики.

Борьба эта успехом не увенчалась — никакой автономии от республиканских властей Германии лужичане не добились. А в конце 1930-х годов Адольф Гитлер, пылавший ненавистью к славянам вообще, попытался решить проблему сорбов раз и навсегда. В 1939 году он провел перепись, согласно которой численность лужичан составляла всего 425 человек. Фюрер объявил маленький народ «сербоязычными немцами», и спустя год запретил употребление их языка. Деятели серболужицкого национального движения были заключены в тюрьмы и концлагеря. В недрах Третьего рейха вынашивался проект переселения лужичан на восток современной Франции, но реализовать его нацисты не успели.

Освобождение лужицких земель от нацизма Красной Армией случилось в конце апреля — начале мая 1945 года. Оставшиеся в живых деятели местного национального движения вышли на свободу. Проведенная тогда же перепись населения Германии показала, что сорбов в стране осталось полмиллиона. Созданный ими Народный Совет лужицких сербов попросил Иосифа Сталина присоединить их земли к Чехословакии. Спустя год они просто вели речь об отделении от Германии.

Но ни СССР, ни западные державы не прислушались к призывам самого маленького славянского народа. Их земли после войны вошли в состав созданной в 1949 году ГДР. Никакой национальной автономии лужичане вновь не получили. Соображения Советского Союза где-то были понятны: нужно было задобрить нового союзника в лице восточных немцев и сделать все для того, чтобы те перестали думать об объединении с ФРГ. Время показало, что это не удалось. А вот для лужицких сербов пребывание в составе ГДР обернулось подлинной трагедией.

Формально национальные права сорбов в Восточной Германии уважались — их школы и культурно-просветительские общества работали свободно, получая государственное финансирование. Однако к концу существования ГДР численность лужицких сербов составила не 500 тысяч, а всего 60 тысяч человек. То, что не удалось Гитлеру, невольно осуществили коммунистические руководители Германии. Ни СССР, ни социалистические Чехословакия и Польша за лужичан не вступились.

Что же сделали власти ГДР, что помогло так сократить численность сорбов? На их землях нашли богатые месторождения угля. Деревни сносили бульдозерами, а их жителей переселяли в города, где и без того двуязычные лужичане быстро ассимилировалось. Кроме того, в Лужицу переселились сотни тысяч немцев, выселенных после Второй мировой войны из Польши и Чехословакии. Как они относились к славянам в целом и к сорбам в частности — говорить излишне. Кроме того, центрами национальной культуры издревле были церкви, а их атеистическая власть закрывала.

Проблема по наследству перешла к объединенной Германии. В одной из статей подписанного 21 год назад Договора об объединении Германии говорилось, что страна обязана обеспечить условия для свободного развития языка и культуры лужичан. Нельзя сказать, что немецкое государство не выполняет своих обязательств. На средства госбюджета в землях Саксония и Бранденбург работают три музея, театр, ансамбль песни и танца. Создан Фонд серболужицкой культуры. На исчезающем языке издается 60-70 книг, ежедневная газета Serbskie Nowiny, еженедельный журнал Nowy casnik, два религиозных журнала, два ежемесячника для детей.

Лужичане сегодня представлены и в органах власти федеральной земли Саксония. С 2008 года ее премьер-министром является сорб Станислав Тилич, представляющий ХДС (Христианско-демократический союз). В 2009-м он добился увеличения финансирования Фонда серболужицкого народа, но большего ему сделать не удалось. Никакой территориальной автономии лужичане не получили, а среди приоритетных задач федеральных властей Германии решение проблем малого народа не значится. Кризис — на дворе. А исчезновение лужичан с этнической карты Европы продолжается. Сегодня преобладает естественная ассимиляция — молодежь уезжает в города, где забывает язык предков, родители отдают детей в немецкие школы.

В 2001 году вспыхнул скандал: власти Саксонии запретили преподавать на серболужицком языке в пятом классе одной из школ ввиду малочисленности учеников. В ответ Лужицу охватила забастовка. Ситуацию усугубляет то, что в Саксонии позиции ультранационалистов — одни из самых сильных в Германии. Будучи представлены в местном парламенте, они противятся расширению прав нацменьшинств, а наиболее радикальные из них кричат: «Лужичан и евреев — в газовые камеры!».

В 2008 году объединение лужицких сербов «Домовина» обратилось к властям ФРГ с открытым письмом, в котором призывало прекратить практику закрытия их культурных и образовательных учреждений. Его копии были разосланы властям России, Польши, Чехии, Украины, а также в европейские организации. И если Польша и Чехия еще проявляют какой-то интерес к судьбе лужичан, то Россия на официальном уровне эту тему ни разу не затрагивала. В итоге самый маленький славянский народ фактически брошен на произвол судьбы и оказался на грани исчезновения…


Источник — «Правда.Ru»