«Мы же не называем странами-оккупантами Швецию или Польшу, хотя Латвия долгое время жила под их властью»

Председатель фракции «Центра согласия» в сейме Латвии Янис Урбанович в интервью газете «Час» предложил формулу компромисса оккупации Прибалтики Советским Союзом.

В интервью Sestdiena Эдгарс Ринкевичс — бывший руководитель Канцелярии президента Валдиса Затлерса, заявил, что во время переговоров с премьер-министром Валдисом Домбровскисом о формировании правительства председатель фракции «Центра согласия» в Сейме Янис Урбанович был готов признать факт оккупации Латвии.

Учитывая, что именно Урбанович является одним из авторов книги «Черновики будущего», которая в кругах национально настроенных политиков и СМИ определяется как книга исключительно вредная и отрицающая факт оккупации, «Час» решил разобраться в ситуации. И обратился с вопросами к самому Урбановичу.

— Вы говорили с Валдисом Домбровскисом об оккупации Латвии?

— Говорил, и не один раз. Я всегда открыт к диалогу и согласен обсуждать любые, самые сложные и болезненные вопросы. Но я всегда акцентировал: давайте начнем с самого главного — с вопроса о том, зачем мы говорим об оккупации? Если только для того, чтобы унизить избирателей «Центра согласия», — все, стоп! Никакого диалога не будет… Я с огромным уважением отношусь к избирателям «Центра согласия» — которых, если посчитать их с семьями и с негражданами, интересы которых мы также защищаем, в Латвии около миллиона человек. И я не допущу попыток использовать историю для того, чтобы их оскорбить. Если же об оккупации хотят говорить как об историческом факте, чтобы лучше понять, что произошло пятьдесят лет назад, пожалуйста, к такому обсуждению я готов.

— Ваше мнение — была ли оккупация Латвии?

— Рискую показаться непопулярным, но тем не менее предложу формулу компромисса: оккупации были, оккупантов нет — ни людей, ни стран!

Мы же не называем странами-оккупантами Швецию или Польшу, хотя Латвия долгое время жила под их властью. А Советского Союза на мировой карте вообще больше нет. Давайте жить в реальном мире!

— И тем не менее признание оккупации для латвийского политика — это своеобразный пропуск в высший свет. И «Центр согласия» периодически пытаются заставить сдать экзамен по истории…

— Почему «Центр согласия» — самое популярное политическое объединение страны, завоевавшее в 10-м Сейме почти треть депутатских мест, должно сдавать экзамен? Почему политик, избранный голосами огромного количества русских латвийцев, должен сдавать экзамен по истории политику, избранному голосами латышских латвийцев? Экзамен мы будем сдавать только своим избирателям.

— Вы предложили объявить трехлетний мораторий на обсуждение вопросов истории. Как вы это аргументируете?

— «Центр согласия» готов обсуждать вопросы истории на любом уровне, но проблема в том, что обсуждения не получается… Те политики, которые правили Латвией в течение двадцати последних лет, привыкли говорить языком ультиматумов, а не вести диалог. Но если правящие не готовы сменить пластинку, может, стоит на время отложить ее в сторону?

Давайте сначала обеспечим стариков достойными пенсиями, детей — пособиями, больных — больницами и лекарствами, здоровых — работой… А потом уже поспорим о событиях полувековой давности.

— Сторонники «историзма» возразят вам, что строить настоящее можно только на правильном историческом фундаменте…

— К сожалению, у нас обращение к истории — это не строительство правильного фундамента для жизни страны. Проблема в том, что многие наши политики не могут заниматься политикой без войны против части собственного народа, они без сражений своей жизни не мыслят.

Все время актуализируя тему оккупации, латвийская политическая элита непрерывно подает сигнал, что есть свои и чужие, хорошие и плохие… И оккупация перестает быть историческим фактом, она идеологически поднимается на уровень религии.

Но ради нашего общего будущего надо однажды отойти от религиозных догм, сконцентрироваться на настоящем, а не на прошлом, которое все равно никак нельзя изменить. А вот нашу сегодняшнюю жизнь изменить еще можно…


ИсточникChas.lv.