Те, кто отправляется из Таллина в Нарву, еще до подъезда к городской черте увидит многокилометровый строй грузовых машин. Они отправляются в Россию и ждут пограничного перехода. Двое-трое суток. Тратится рабочее время водителей, растягивается время доставки грузов до точки назначения. Для Эстонии это прямой экономический ущерб.
Эстония стремится обрести статус транзитного государства. Есть море и порты, по соседству бездонный российский рынок. Эстонское государство пытается продать наш транзитный потенциал во многих странах, начиная от Южной Кореи и Китая и кончая Вьетнамом. Но и от самого расчудесного месторасположения мало пользы, если грузовые машины вынуждены на эстонско-российской границе в среднем по полтора суток простаивать на трех сухопутных пограничных пунктах (Нарва, Койдула и Лухамаа).
На главном пограничном переходе – в Нарве – три последних года время ожидания в среднем составляло 2-3 суток. Это время нужно прибавить к тому, что уходит на передвижение транзитного товара через Эстонию. И в результате мы выпадаем из конкуренции! При доставке контейнеров через Петербург такой траты времени нет. И в Финляндии на пограничном переходе Ваалимаа на грузовую машину в среднем уходит по 10-15 минут. Оттуда в Россию в день отправляется в среднем 800 грузовиков (через три эстонско-российских пограничных пункта в Россию уходит 150 грузовых машин в сутки).
Три урока Финляндии
Три-четыре года назад и в Ваалимаа были постоянно очереди длиной в 50 километров. Финны начали улучшать ситуацию с исследований, выявивших три основных причины возникновения очередей.
Прежде всего, выяснилось, что товарооборот вырос и вся инфраструктура как на финской, так и на российской сторонах нуждалась в расширении. Во-вторых, изучили, почему водители предпочитали пограничный пункт в Ваалимаа, расположенному в 30 километрах севернее в Нуйямаа, где очередей не было. Причиной тому была плохая автомобильная дорога от Нуйямаа вглубь российской стороны, а также импортные правила России, разрешающие импортировать определенные товары через конкретные пограничные пункты. Третья причина заключалась в организации труда на российской таможне и в низкой мотивированности. Если через финскую сторону машина проходила за 10 минут, то на российской стороне больше разных чиновников, у каждого из которых свои задачи в связи с импортом товаров и свое бумажное оформление.
Тогда соседи начали решать проблемы вместе с русскими. Хотя еще до исследования были построены парковки для грузовиков и была запущена электронная система бронирования очереди, они не дали особого эффекта, так как пропускная способность на границе не увеличилась. Пограничным вопросом как своим личным делом всерьез озаботились президент Финляндии, а также правительственные и пограничные чиновники, которые говорили на эту тему на регулярно проводившихся встречах с российскими коллегами.
Так удалось заключить соглашения и изменить законы. Это сотрудничество продолжается и сейчас – свежий тому пример скоростной поезд Хельсинки-Петербург Allegro, который на границе не останавливается. 3,5 часа — и ты на месте. Кстати, сейчас ведется активное межгосударственное сотрудничество по запуску Allegro Cargo, также без остановок на границе. Яснее ясного, что этот поезд лишит Таллинский порт массы товаров. Ситуация в Нарве схоже с той, что была в Ваалимаа в 2007 году. Проблемы те же. Как и у финнов, первые шаги по улучшению положения – строительство парковок и электронная система пропуска – у нас сделаны. Но в результате время транзита не сократилось. Контейнер все равно ждет на границе в среднем 2,3 суток. С той лишь только разницей, что водитель больше не должен ждать в машине на обочине дороги в нечеловеческих условиях, а может спать дома.
Дело нуждается в решении – логистика сама по себе сделать этого не может. Нужно сотрудничество между эстонским и российским государствами. Но как это сделать, если наши государственные руководители и правительственные чиновники почти не общаются?
Поскольку государства не общаются, российская сторона рассматривает наши пограничные переходы как «недружественные». Для транспортных средств на той стороне установлена четкая квота: 150 грузовиков в сутки и ни грамма больше. Если кто-то на российской стороне и захотел бы сделать работу на пограничном пункте более эффективной и пропускать больше автомашин, он тут же будет наказан. Российская сторона не заинтересована в повышении эффективности границы. Наоборот, именно так, по ее мнению, и есть хорошо! Российская сторона на государственном уровне и не собирается делать ни единой инвестиции, способной улучшить инфраструктуру на эстонско-российской границе или ведущую к ней. Даже отрезок шоссе Петербург-Ивангород удален из инвестиционных планов России и скоро там можно будет проезжать только на бронетранспортере.
Что за польза от шикарно отстроенного железнодорожного погранично-таможенного пункта в Койдула, если на российской стороне ничего дополнительно не создано и не отменены ограничения на суточные пропуски поездов? Один полезный момент все же есть: спустя семь лет из Эстонии вновь можно будет вывозить хладотовары, так как будет открыт ветеринарно-продовольственный пограничный пункт, отвечающий требованиям ЕС. Его долгое отсутствие вынуждало отправлять мороженые товары в порты соседних государств и здесь речь идет уже, прежде всего, о беспомощности наших государственных чиновников. Но чтобы вернуть утерянные товаро-потоки, понадобятся годы.
Танцуют польку
От нашего географического положения нет особой пользы, если мы не наладим отношения со своим соседом. Клиент не желает тратить 2-3 суток на переход границы. Лучше уж доставлять товар через иные государства. Правда, в плохих отношениях виновата не только одна Эстония. Для танго всегда нужны двое. Но и у эстонской стороны нет особого желания сделать что-либо. Похоже, что нашим политикам скорее нравится гордо и в одиночестве изображать польку.
Одним из главных помех является отсутствие эстонско-российского пограничного договора. До тех пор, пока на эстонском проекте договора будет сохраняться нынешняя преамбула, для его вступления в силу нет никаких вариантов. До сих пор нет никаких и нормальных межгосударственных отношений. Транзитный сектор дает 6-7 процентов ВВП Эстонии. Было бы глупо просто дарить потоки товаров соседям. И в то же время инвестировать более двух миллионов евро государственных денег в показушное развитие транзита или «прекрасного географического положения Эстонии». Отправка на мировые транзитные мессы духовых оркестров и тому подобного нам не помогут продвинуться вперед. Я лично считаю, что сама Эстония улучшить свои отношения с Россией не умеет и государство должно призвать на помощь переговорщика.
Источник — Eesti Päevaleht.
Перевод — ИноСМИ.