Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев в интервью австрийскому изданию «Die Presse» отрицал, что он в целях сохранения советской империи дал приказ применить 13 января 1991 года военную силу против невооруженных мирных жителей у Вильнюсской телебашни. По словам Горбачева, никакого приказа «сверху» тогда не было.
На просьбу вспомнить события того времени Горбачев рассказал, что тогда «атмосфера в Вильнюсе опасно раскалилась», в Москве было организовано заседание Совета Федерации СССР, и было решено направить в Литву представителей трех республик, чтобы достичь политического компромисса. «Однако все произошло в ночь до их прибытия. Меня это ошеломило. Ясно: кто-то перехватил инициативу и направил все события именно в такое русло», — сказал он.
По словам бывшего лидера СССР, узнав о случившемся, он немедленно позвонил министру обороны СССР Дмитрию Язову и начальнику КГБ Владимиру Крючкову, чтобы выяснить, «кто и по чьему приказу действовал». Они оба утверждали, что приказ дал тогдашний командир Вильнюсского гарнизона, позже заместитель министра обороны Белоруссии Владимир Усхопчик, выдачи которого уже длительное время Вильнюс безуспешно требует у Минска. «Меня охватило чувство, что они говорят так по взаимному сговору. Мои дальнейшие расследования доказали, что никакого приказа «сверху» не было. Возникает вопрос: кто спровоцировал, кто дал такой приказ, и кто стрелял»?» — сказал Горбачев.
На вопрос о том, почему он не хочет откликнуться на призыв Литвы и быть допрошенным в качестве свидетеля по делу о кровавых событиях 13 января 1991 года, бывший президент ответил, что он, в принципе, «не оставил без ответа ни одного вопроса».
На напоминание журналиста о том, что спецподразделение «Альфа» в связи с вильнюсскими событиями обычно указывает именно на ответственность Горбачева и отказывается взять ее на себя, бывший лидер СССР заявил, что «Альфой» командовали армия и КГБ. «Почитайте книгу (Михаила Болтунова) «Альфа» — особо секретное структурное подразделение КГБ», в которой говорится о спланированной чекистами и армией операции в Вильнюсе. Как я упоминал, я был ответственен за политические решения. Не знаю, какие еще свидетельства надеется получить от меня Литва», — сказал Горбачев.
Перевод — ИноСМИ.
Источник — La.lv.