Энергонезависимости Литвы мешает советский бетонный столб

Российское информационное агентство Regnum опубликовало курьёзную историю о том, как литовская семья шантажирует строителей терминала сжиженного газа в Клайпеде.

В Литве набирает силу скандал, связанный с будущим строительством терминала сжиженного газа в Клайпедском порту. Виновником скандала оказался девиационный пал — старый бетонный столб, стоящий почти посредине акватории, буквально в паре сотен метров от судоходного канала.

Установленный полвека назад, какое-то время он служил для поверки судовых магнитных компасов, но в последние годы к нему подплывают разве что малые рыболовные суденышки, да и то крайне редко. Судоходству девиационный пал, в общем-то, не мешал. Но когда литовский кабинет министров две недели назад окончательно определился с приоритетным местом для строительства терминала сжиженного природного газа в южной части Клайпедского порта, оказалось, что этот бетонный столб будет очень мешать и строителям, и подходу к терминалу судов-газовозов. Однако убрать его нет никакой возможности — старый бетонный столб является… частной собственностью.

ИА REGNUM выяснило подробности этой во многом курьезной истории.

Что такое девиационный пал или, по-другому, девиационная мачта? Неспециалист так сразу и не скажет. Вот и жительница Вильнюса Аурелия Трячекаускене, имеющая высшее музыкальное образование, наверняка ничего не знала о его предназначении. Очевидно, и муж ее, бывший руководитель юридического отдела дирекции Клайпедского государственного морского порта Саулюс Трячекаускас, тоже смутно представлял, как этот бетонный столб может пригодиться в хозяйстве. Но зато в силу своего служебного положения был хорошо знаком с планами расширения единственного в Литве морского порта. Поэтому в 2002 году, когда обанкротившееся общество Laivybos paslaugu centras (Центр услуг судоходства) распродавало свое имущество, в том числе и девиационную мачту, Трячекаускас тогда приобрел ее за символическую сумму в 100 литов.

И только сейчас, спустя девять лет, стало ясно, насколько дальновидным со стороны супругов Трячекаускасов было приобретение этой несуразной недвижимости. Как избавить акваторию порта от этого бетонного столба, мешающего возведению стратегически важного для страны объекта, — над этим сейчас ломают головы и министр транспорта Элигиюс Масюлис, и сам премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс.

По неофициальной информации, переговоры государственных мужей с владелицей столба уже начались, в качестве требуемой компенсации называются разные цифры — от 300 тыс. литов до 800 тыс. литов или даже до нескольких миллионов (т.е. речь идет о сумме порядка 90-235 тыс. евро, а то и больше). И это вместо того, чтобы, по мнению ряда портовых работников, просто потребовать у собственника убрать частную собственность с государственной территории, каковой является акватория порта. Пусть, мол, поставит этот столб к себе в огород!

«Не все так просто, нужно изучать документы на собственность», — сказал на это глава дирекции Клайпедского государственного порта Эугениюс Гентвилас. Кстати, за пользование государственной землей, то бишь акваторией, дирекция почему-то не получила от Трячекаускене ни цента, хотя регулярно взимает немалую арендную плату со всех пользователей портовой территории.

Объектом судебного спора девиационная мачта оказалась еще в 2005 году, когда Трячекаускене захотела зарегистрировать свою собственность. Дирекция порта отказала ей в этом. «В акватории порта не может быть никаких сооружений, тем более в частной собственности, за исключением навигационных знаков. Старая девиационная мачта оказалась единственным таким объектом.

Поэтому мы и отказались его регистрировать», — припомнил Сигитас Добилинскас, являвшийся в то время главой дирекции Клайпедского порта.

Тогда Трячекауcкене подала на дирекцию в Вильнюсский окружной суд, указав в иске и компенсацию за моральный ущерб в размере 150 тыс. литов (44 тыс. евро). Поскольку там ее жалобу отклонили, она обратилась в Клайпедский окружной суд, который и обязал дирекцию зарегистрировать частную собственность на государственной территории. Интересы супруги в суде, естественно, представлял ее муж — профессиональный юрист, который тогда был уже советником в то время министра транспорта Зигмаса Бальчитиса.

Интересно, почему Трячекаускасу не хватило профессионализма, когда он возглавлял юридический отдел дирекции Клайпедского порта и должен был защищать государственные интересы, чтобы признать незаконным внесение девиационной мачты в список приватизационных объектов? Правда, литовские журналисты, покопавшись в его подноготной, нашли много странного в его трудовой биографии и вызывающего сомнения в правовом профессионализме.

Поработав после армии барменом на судах Литовского морского пароходства и личным шофером у одиозного президента концерна-пирамиды ЕBSW Гинтараса Петрикаса (ныне отбывающего срок за мошенничество), Трячекаускас после краха концерна какое-то время трудился то директором, то консультантом в каких-то непонятных ЗАО. И вдруг, несмотря на такую пеструю биографию, он оказывается в кресле заведующего юридическим отделом в государственном учреждении стратегического назначения — дирекции порта. Как любит говорить один профессор музыки, кто может опровергнуть, что будучи личным шофером у Петрикаса Трячекаускас не стал обладателем порочащей информации на многих политиков, водившихся с ЕBSW? Только так, считают в Литве, можно объяснить его стремительную карьеру, начиная с главы юротдела дирекции порта и вплоть до заместителя начальника Государственной налоговой инспекции.

И кто после этого сможет отнять у четы Трячекаускасов пресловутый бетонный столб, вставший поперек стратегического объекта Литвы? Его теперь, похоже, можно только выкупить, причем по их цене. Как невесело пошутил министр транспорта Элигиюс Масюлис, «остается только надеяться, что столб продадут не российскому «Газпрому», который не заинтересован в том, чтобы в Клайпеде появился газовый терминал».

А пока дирекция Клайпедского порта обратилась в прокуратуру с просьбой оценить правомерность продажи частному лицу старого девиационного сооружения, являвшегося частью инфраструктуры порта, и наложить на него временный арест. Бетонный столб уже арестован, но эта история только начинается. Как ранее сообщало ИА REGNUM, терминал сжиженного природного газа Литва рассматривает как один из приоритетных энергетических проектов. О стратегической необходимости иметь собственный терминал неоднократно говорила как президент Литвы Даля Грибаускайте, так и все члены правительства, курирующие энергетические проекты. Появление собственного СПГ-терминала, считает официальный Вильнюс, позволит Литве ограничить влияние «Газпрома» и зависимость от ее монопольных поставок газа в Литву.


Источник Regnum