«Мне очень интересно, почему меня не пригласили на совещание по проекту Е-70. Я давно работаю над этой темой», — бизнесмен Павел Федоров, совладелец «Компании проектного финансирования», искренне удивляется, узнав, что тему прорабатывают без него. И даже набирает на мобильном телефоне номер Алексея Игнатьева, директора Агентства регионального экономического развития, главного «рулевого» в этой теме, чтобы задать ему свой вопрос.
Однако абонент не отвечает, и Павел Федоров интересуется у нас, кто сейчас занимается этим проектом. Услышав про Галину Максимчук, выдыхает: «Теперь понятно». Похоже, вопрос к Игнатьеву у него отпал сам собой.
Первые серьезные шаги по реализации проекта развития внутренних водных путей Калининградской области Павел Федоров предпринял в 2004 году, решив открыть в «Рыбной деревне» водное такси, которое бы курсировало от Калининграда до Польши и обратно. Бизнесмен зарегистрировал компанию «Скоростные водные линии», пригласив в соучредители Александра Паскаря, брата нынешней чиновницы министерства муниципального развития Галины Максимчук. С 2000 по 2006 год она работала в «Компании проектного финансирования» и возглавляла информационный центр в «Рыбной деревне».
Павел Федоров приобрел четыре восьмиместных катера на воздушных подушках, сделал несколько рейсов до Польши и закрыл проект. «Я, как тот идиот, разбежался и помчался, а наши умудрились разругаться с поляками, и те закрыли вход моих катеров в Польшу», — вспоминает Павел Федоров. Говорит, что потерял на этом проекте порядка 4 млн евро. Через полтора года он продал катера Сергею Грищенко в «Альтримо», но интерес к подобным проектам сохранил — вместе с Галиной Максимчук продолжал ездить в Германию, Польшу, Литву, общался с представителями власти и бизнеса по поводу возможностей развития совместных водных проектов на территории Калининградской области.
Собственный интерес к подобным проектам имела и Галина Максимчук. В 2003 году она вместе с мужем купила гостевой дом на берегу канала в Полесске и решила развивать там туристический комплекс «Робинзон». Она обратилась к Федорову с просьбой прокредитовать проект, однако тот согласился при условии, что получит долю в этом бизнесе. Максимчук на сделку не пошла, а Павел Федоров вложил деньги в собственные проекты: две гостиницы в приморских городах и хутор в Краснознаменском районе на реке Шешупе. «Река Шешупе, на которой расположен хутор, не находится на пути Е-70, однако там можно сделать точку для водно-моторного туризма, куда могли бы заходить прогулочные катера», — делится планами Павел Федоров. Не сумев привлечь средства на развитие туристического комплекса в Полесске, семья Максимчук его продала.
В 2006 году Галина Максимчук перешла работать в региональное министерство по развитию территорий, возглавляемое Михаилом Плюхиным (ныне министерство муниципального развития), где продолжила работать над проектами в сфере развития водных путей. «Она плотно вошла в эту тему, занимаясь ею с 2000 по 2006 г., однако от ее работы в компании я не получил ни материального, ни морального удовлетворения. Я не удивляюсь, почему она сейчас курирует проект Е-70 и не пригласила меня на совещание по нему», — резюмировал Павел Федоров.
В настоящее время кураторами проекта по развитию калининградской части международного водного маршрута Е-70 являются Агентство регионального экономического развития, возглавляемое Алексеем Игнатьевым, и министерство муниципального развития. Его главный эксперт Галина Максимчук называет себя идеологом и создателем проекта. В прошлом году она презентовала от лица министерства проект «Международный водный путь Е-70» на конференции во Фромборке, где и рассматривался вопрос о выделении гранта ЕС на реконструкцию причалов и пристаней в муниципалитетах, расположенных по пути следования маршрута. Проектную документацию, а также заявки от муниципалитетов Калининградской области готовило Агентство регионального экономического развития. В этом году для координации всех заинтересованных участников проекта агентство учредило НО «Фонд развития водных путей Калининградской области «Водный путь».
Свои амбиции
Павел Федоров — не единственный интересант проекта Е-70, которого подвинули «на обочину». В феврале прошлого года Алексей Игнатьев пригласил в Агентство регионального экономического развития бизнесмена Александра Винокурова, который занимался производством причальных конструкций. Ему была поручена работа с муниципалитетами, нужно было помочь им сформировать заявки с указанием объектов водной инфраструктуры, которые необходимо построить или реконструировать. Винокуров оценил потенциал проекта — если будут получены средства на формирование сметной документации, то вслед за этим пойдут деньги и непосредственно на строительство причалов и пристаней.
«У меня были свои амбиции. Мой маленький бизнес связан с рекой. Люди в муниципалитетах мало понимали, что требуется от них, поэтому мне приходилось самому писать, что и где они будут строить. В каждом муниципалитете нужно было выбрать доминирующий объект», — говорит Александр Винокуров. В Балтийске его внимание привлекла компания «Гидрогавань авиа», которая уже несколько лет занималась строительством яхтенной марины. Наемным топ-менеджером компании являлся Константин Алтухов. Винокуров рекомендовал его Алексею Игнатьеву как грамотного эксперта.
«Я знал, что у компании, возглавляемой Алтуховым, выкуплены ангары на Балтийской косе и что этот проект должен быть ему интересен. На Куршской косе мне был интересен Грищенко, который реализовывал проекты в Рыбачьем. Его «фишка» — это погранпереход, — говорит Александр. — Если бы хоть какой-то маленький участок на этих территориях хотя бы списочно вошел в этот проект, то они тут же получили бы мощный импульс для развития. Собственник «Гидрогавани» тут же решил бы вопрос с военными, и то, что у него было законсервировано в течение 15 лет, превратилось бы в огромные деньги», — говорит Винокуров.
Он занялся поиском инвестора и обратился с предложением к Ирине Губко. «Я убедил ее участвовать в этом проекте, сказал, что за этапом подготовки документации наступит реальное финансирование инфраструктуры, и тогда она сможет предлагать свои причалы муниципалитетам», — объясняет Винокуров. Его идея понравилась Ирине Губко. Она учредила компанию «Водный путь», назначив Александра генеральным директором, и за свой счет построила два причала на базе «Ремжилстроя» на ул. Третьяковской в Калининграде. Однако предпринимательница вскоре поняла, что быстрой отдачи от этих объектов не будет. «Мой интерес к этому проекту был продиктован только одним — получением объема работ. Мы освоили технологию и могли принимать участие в проекте как подрядчики, если будут объявлены тендеры. Мы отлили несколько образцов. Наш директор ездил по муниципалитетам и предлагал их, это не дало результатов, хотя определенный интерес со стороны частных компаний был. Наверное, нет активной фазы реализации этого проекта. У меня информация, что все на стадии проработки. Мы следим за ситуацией, и, как только начнут появляться какие-то тендеры, мы заявим о себе», — прокомментировала она.
Впереди старших
Однако не исключено, что планы Ирины Губко останутся нереализованными, ведь ее компаньон участия в проекте Е-70 на сегодняшний день уже не принимает. Дело в том, что попытки Александра Винокурова заинтересовать муниципалитеты в своих причалах и пристанях не нашли одобрения у кураторов. «На запах этого проекта слетелись «не те» люди, они стали растаскивать шкуру еще не убитого медведя. Вокруг Алексея Игнатьева стала складываться нездоровая обстановка», — говорит Винокуров. После того как в сентябре 2010 года заявки от муниципалитетов были сформированы и отправлены на конкурс, ему неожиданно указали на дверь.
«На совещаниях, которые проходили в агентстве, я неоднократно от своего имени высказывал некоторые мысли, и мне было жестко сказано: «Чего это ты без разрешения «старших товарищей» высказываешь свое мнение?». Я воспринял это негативно и был объявлен персоной нон-грата для всех участников проекта», — рассказывает он. «Я говорил Алексею, что есть люди из власти, которые могли бы лоббировать этот проект, а так… растащат на куски, перевернут, дискредитируют на определенном этапе и в итоге загубят на корню. А у Европы сложится мнение, что область не справилась. А ведь это мощнейший стимул развития области сразу, без проволочек!» — восклицает бизнесмен.
Тараканы в банке
Вскоре после Винокурова с поста исполнительного директора фонда был уволен и Константин Алтухов.
«Я не отношусь к людям, которые преследуют свой личный интерес, — прокомментировал он ББ причины своего ухода. — Идейные ушли, остались меркантильные. Я думаю, что Алексей Игнатьев оказался зависим от некоторых структур. Кто-то посчитал, что в связи с законом об изменениях положений Водного кодекса сюда хлынут миллионы и миллиарды бюджетных легких денег. Но даже если они и будут спущены, то через министерство инфраструктуры, а в проекте всем рулит представитель министерства муниципального развития».
Когда было решено создать попечительский совет фонда, Алтухов пригласил в него нескольких чиновников, среди которых Сергей Безбережьев и Александр Рольбинов. Но когда уже после ухода из агентства Алтухов случайно встретил министра Рольбинова в правительстве и поинтересовался, получил ли он приглашение в совет, то, по словам Алтухова, в ответ услышал, что тот не знает о существовании фонда вообще.
«Я думаю, что и губернатор не знает об этом. Это такой междусобойчик. Я не уверен, что и господин Блинов знает о нюансах этой ситуации. Ведь все зависит от того, под каким соусом ему это преподнести. Как говорится, черт кроется в деталях», — комментирует Константин Алтухов. Во время работы на посту исполнительного директора фонда «Водный путь» Алтухов поставил задачу привлечь в проект крупных федеральных инвесторов, которые бы «фондировали» некоммерческую организацию, с тем чтобы впоследствии она смогла выступать в качестве подрядчика на тех или иных работах в рамках проекта Е-70.
«Что такое фонд? Это определенная денежная масса, которая расходуется на реализацию уставных целей, которые, естественно, благие. Я общался с представителями «Росатома», «Янтарьэнерго», подтягивал крупных поставщиков материалов для будущего развития инфраструктуры, привлекал консалтинговые и экологические организации. А мне просто сказали: «Ты слишком высоко взял», — рассказывает Константин Алтухов. По его словам, участники проекта «не планировали выводить все на высокий уровень». Взгляды исполнительного директора и председателя фонда стали расходиться. Алтухов был против ввода в состав учредителей фонда «Водный путь» водно-моторного клуба «Волна», участники которого — владельцы катеров и эллингов — известные в городе бизнесмены и лица, аффилированные с чиновниками. «Клуб «Волна» не имеет к Е-70 никакого отношения. Я считаю, что это личные амбиции отдельных людей. Когда мои инвесторы просмотрели учредительные документы, они воскликнули: «Так мы должны кормить тараканов в банке?!», — комментирует он.
«Ну пригласите министерство инфраструктуры, порты, Федорова, у него центральное место на Преголе, меня, в конце концов, как генерального директора компании «Гидрогавань авиа», которая строит марину в Балтийске. Алексей Игнатьев мне ответил, что в клубе сидят господа Онопко и Зуев, а это — ресурс! Так ведь такие люди, как правило, уходят при первой же смене власти, их сажают за коррупцию, и т. д., и т. п. А нам нужны люди, которые в теме. Но он предпочел воробышка в руках. Я думаю, что с подачи кого-то», — резюмирует бывший сотрудник агентства. Будучи исполнительным директором фонда, он выступал с инициативой создать концепцию использования земельных участков на береговой линии, определить их целевое назначение и выявить собственников. Однако участники фонда «Водный путь» выступили против этого. «Если вы спуститесь к Преголе — там настоящий Шанхай! Никто так не строит ни в Литве, ни в Польше, ни в Германии — с нарушением всех кодексов и норм. Такого беспредела нет нигде. Конечно, ребята из клуба «Волна» воскликнули: «Как?! А мы ведь здесь Шанхай хотим построить!», — говорит Алтухов.
По его словам, на сегодняшний день деятельность фонда не активирована — у него пока нет средств, а значит, и участие его в проекте в качестве подрядчика весьма сомнительно.
«Кто там может участвовать, если нет штата? Тем более что деньги на этом этапе будут предназначены на разработку проектно-сметной документации. И только через два года начнется финансирование. То есть пройдет три года в ожидании денег, которые можно будет «попилить», — рассуждает Алтухов.
«В течение двух лет будет подготовлен 1000-страничный отчет по уже готовой польской кальке, которая у всех есть, даже у меня. На самом деле можно приехать в филиал Государственного бассейнового управления водных путей и судоходства в Балтийске — эта структура отвечает за калининградский участок водного пути — и взять там данные по замеру глубин, навигации и прочее, — предполагает он. — Проследите временные рамки с момента выделения денег и до подготовки проектно-сметной документации для 7 муниципалитетов — будет ли что-то на выходе? Я думаю, вы и я узнаем тогда очень много интересного».
Интересует область
ББ обратился за комментариями к официальным руководителям проекта. Галина Максимчук, эксперт министерства муниципального развития, рассказала, что Е-70 — это внутренний водный путь, который идет из голландского Роттердама через Германию, Польшу, Калининградскую область в Клайпеду. Регион входит в Е-70 Вислинским и Куршским заливами и реками Преголей и Деймой. Однако эта часть водного пути сегодня никак не развивается. В 1996 году Россия подписала межправительственное соглашение, в котором обязалась поддерживать международные водные маршруты, проходящие по внутренним водам страны.
«Я занимаюсь этой темой 8 лет и являюсь автором и координатором проекта «Международный водный путь Е-70 — дорога к успешному трансграничному сотрудничеству». В прошлом году данный проект был подан на участие в первом этапе конкурса в рамках программы приграничного сотрудничества «Литва-Польша-Россия», который предполагает выделение средств на развитие водного пути Е-70», — комментирует Галина Максимчук.
Общий бюджет проекта составляет 4,4 млн евро. В случае победы в регион поступят 2,5 млн евро на разработку проектно-сметной документации на строительство пристаней и реконструкцию набережных в Балтийском, Гвардейском, Гурьевском, Зеленоградском и Полесском муниципальных районах, а также в Мамоновском и Светловском городских округах. «Каждый муниципалитет готовил программу, в которой приблизительно указано, кому, сколько и на что нужно денег: набережные, причалы, пристани и т. д. Кому-то 300 тыс. евро надо, а кому-то и 500. В сентябре будет опубликовано официальное сообщение о том, прошла наша заявка или нет», — комментирует представитель министерства. По ее словам, в данном этапе конкурса Калининград участия не принимал, так как не успел подать заявку. Сейчас кураторы заняты ее формированием и рассчитывают, что областной центр получит порядка 2 млн евро на развитие водного пути.
По словам Максимчук, сегодня для реализации проекта Е-70 преодолен главный барьер — внесены изменения в Водный кодекс РФ, который запрещал хождение судов под иностранными флагами по внутренним водам нашей страны. В середине июля этот запрет был снят. Дмитрий Медведев подписал закон, позволяющий судам ходить по озерам и рекам России под флагами иностранных государств, если на борту не более 18 человек, включая экипаж. Теперь иностранцы могут заходить в Россию, в том числе и в целях транзита.
«Хочу отметить, что проект Е-70 — один из 12, которыми в рамках приграничного сотрудничества занимается наше министерство совместно с Агентством регионального экономического развития», — отметила Галина Максимчук.
Так, в 2008 году совместно с министерством агентство подготовило заявку на получение гранта в рамках программы реконструкции готических замков на территории Калининградской области. Курировала проект Галина Максимчук. Она же являлась одним из учредителей Калининградского регионального общественно-культурного фонда «Лабиау», который занимался восстановлением одноименного замка в Полесском районе. «Я была автором и координатором этого проекта. Но там денег было маловато — всего 100 тыс. евро для такого проекта, ведь там нужно было подготовить очень серьезную техническую документацию, провести обследование близлежащих территорий и грунта, составить план противоаварийных работ», — комментирует Галина Максимчук. Впрочем, довести проект до логического конца фонду не удалось. Он был передан Русской православной церкви вместе с другими объектами культурного наследия в Калининградской области. «По проекту «Лабиау» деньги были выделены, мы всю документацию передали новым собственникам», — прокомментировал Алексей Игнатьев.
На вопрос о том, остался ли у Галины Максимчук интерес к Полесску, она ответила: «Безусловно! Меня интересует вообще вся область. Ради нее я этим занимаюсь».
По словам Алексея Игнатьева, подобных проектов у агентства много. «Мы хотим, чтобы центр города работал. Калининград — водный город. А у нас на воде пусто. Кроме трамвайчиков, на которые без слез не взглянешь. Мы хотим, чтобы не только заливы, но и реки нашей области заработали, и не только на развитие туризма, но и как транспортные артерии. Но надо много чего сделать, чтобы вода ожила», — сообщает он о планах организации. По словам руководителя агентства, бизнес уже готов инвестировать в развитие водных объектов на территории области.
«Мы ведем переговоры с представителями более 30 компаний. Есть масса желающих поставить здесь свои яхты, но у нас ничего нет, кроме воды. Потенциал колоссальный, но рынка нет. Есть проекты, и инвесторы готовы участвовать в фонде, — рассуждает Игнатьев. — Фонд создается как средство, с помощью которого аккумулируются ресурсы из разных источников для того, чтобы сделать то, что не может сделать ни один отдельно взятый бизнесмен. Вешать все на одного инвестора — не выход. Вы представляете, как удорожает проект? А если этим займется организация типа нашего фонда, это будет правильно».
Источник — «Бизнесберг».
Также по теме:
Польша затягивает реализацию в Калининградской области совместных европроектов
Вышел закон, позволяющий Калининградской области стать частью международного водного пути