«Есть некое напряжение»

Что стоит за визитом в Литву верховного комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кнута Воллебека - в материале газеты «Литовский курьер».

Так ли слепа старушка Европа или только притворяется, что не замечает замешанной на ассимиляции политики, проводимой в странах Балтии по отношению к национальным меньшинствам – вопрос, конечно, риторический. Хотя европейские власти утверждают, что все, что творится внутри Литвы, Латвии или Эстонии с подачи властей с русскими и поляками — внутренние дела самих стран, но нет-нет да визит очередного маститого еврочиновника более или менее деликатно указывает подчас зарвавшемуся Вильнюсу, Таллину или Риге – к ноге!

Так, совсем недавно Литву навестил Кнут Воллебек, Верховный комиссар Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по делам национальных меньшинств. Комиссар встретился с чиновниками и парламентариями, ответственными за политику по отношению к национальным меньшинствам, навестил Шальчининкский район, населённый по большей части поляками и русскими, и дипломатично признал, что есть некое «напряжение» на линии «национальные меньшинства – титульная нация». «Литовский курьер» решил выяснить, что же все-таки сказал или (не)досказал Кнут Воллебек, и что это за странное «напряжение».

Солянка мнений «по-литовски»

Власти Литвы придерживаются мнения, что сам визит Воллебека спровоцировал жалобы недовольных национальных меньшинств. Так, Гинтарас Степонавичюс, министр образования и науки Литвы заявил, что, по его мнению, – «скорее всего этот визит был инспирирован жалобами меньшинств, в особенности польского, в международном пространстве». Так или иначе похоже, что министр Стяпонавичюс знает, о чем говорит. Обострение на линии «национальные меньшинства – титульная нация» является следствием конфликта из-за поправок к Закону об образовании, проводимых в жизнь как раз благодаря усилиям Министерства образования и науки. Закон предусматривает, что в стране, в том числе и в школах нацменьшинств, вводится единый экзамен по литовскому языку. Согласно поправкам к этому закону, в русских и польских школах некоторые предметы будут преподаваться на литовском языке. По мнению представителей русского и польского меньшинства, сам закон и поправки к нему являются очередным шагом, сделанным властями страны для полной ассимиляции тех же национальных меньшинств. В свою очередь Арминас Лидяка, председатель Комитета по правам человека Сейма Литвы во время встречи с Воллебеком подробно рассказал о истинном, по его мнению, положении дел русского и польского меньшинств в Литве и особо подчеркнул, что права нацменьшинств ни в коей мере не нарушаются. По мнению парламентария, даже то, что Сейм страны до сих пор не принял закон о нацменьшинствах, на жизнь поляков и русских в Литве никакого влияния не имеет. Лидяка убежден, что все необходимые нормы подробно прописаны в других подзаконных актах, и поэтому нужен ли такой новый закон, остается риторическим вопросом. Впрочем, по мнению председателя комитета, так как подобные акты для стран Евросоюза нехарактерны и существуют всего в нескольких государствах восточной части ЕС, то и Литва не слишком-то в них нуждается. С подобным мнением, озвученным председателем парламентского комитета по правам человека, совершенно не согласны политики, представляющие интересы польского меньшинства.

Если все хорошо, то почему так плохо

«Если все хорошо, то почему так плохо», – с подобным вопросом «ЛК» решил обратиться к депутату Сейма Литвы от Избирательной акции поляков Ярославу Наркевичу. «То, что Кнут Воллебек решал приехать в Литву, меня не удивило. Некоторые вещи издалека всегда видно хуже, нежели вблизи. Будучи в Европе, школы в Шальчининкском или Вильнюсском районах не посетишь, не узнаешь, чем живут педагоги, ученики и их родители. Впрочем, я думаю, что он как раз и предпринял поездку в Шальчининкский район, чтобы узнать о бедах и чаяниях детей, учащихся в польских или русских школах». По мнению Наркевича, во время визита Воллебека в Литву власти всячески пытались навязать свою точку зрения на то, как же должны жить национальные меньшинства в Литве.

«Взять хотя бы историю с высказываниями моего коллеги г-на Арминаса Лидяки о том, что закон о нацменьшинствах совершенно не нужен, так как его с успехом замещают другие правовые акты. Воллебек на эту реплику отметил, что как раз этот закон является общепринятой нормой для тех стран, в которых уже был принят. В таких странах власти стараются обеспечить непрерывность этого закона, а не прекращают его действие. У нас же всё произошло с точностью до наоборот. Вот закон был, а вот – нет его, и точка!», – сказал «ЛК» Наркевич.

Политик придерживается мнения, что исключительно важным фактом является то, что комиссар подчеркнул, что возможность получать образование на государственном языке является важным элементом интеграции нацменьшинств, но не менее важной является возможность сохранить национальную идентичность, в этой области государство должно оказывать помощь.

Подобного мнения придерживается и мэр Шальчининкского района Здислав Палевич. «То, что комиссар не пожелал ограничиться тем, что услышал во время официальных встреч от политиков титульной нации, но решил встретиться с нами – поляками и русскими, поговорить и услышать все из наших уст, по моему мнению, является более чем ярким свидетельством, что Воллебек выводы собирается сделать, основываясь не только на информации, полученной из уст чиновников», – сказал Палевич. Впрочем, справедливости ради, надо отметить, что во время своего визита в Шальчининкай комиссар Воллебек неоднократно говорил, что в Литву он всего-то приехал с рабочим визитом, чтобы познакомиться с ситуацией, не привёз готового и приемлемого для национальных меньшинств и властей решения.

Слово комиссара

Что же сказал или, быть может, дипломатично (не)досказал сам Кнут Воллебек, Верховный комиссар Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по делам национальных меньшинств? В СМИ молнией мелькнула и пропала цитата из речи комиссара: «Мы озабочены. Есть напряжение, не конфликт, но напряжение. Моей целью является обозначить проблему, пока это не переросло в серьезный конфликт. Целью моего приезда является прояснить сложившуюся ситуацию вокруг отношений польского меньшинства и литовцев… На следующей неделе я отправлюсь в Польшу, чтобы оценить положение литовского меньшинства в Польше. Тогда и представлю выводы», – сказал К. Воллебек.

Хотелось бы напомнить читателям «ЛК», что основная задача Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств – реагировать на возникающее в регионе ОБСЕ этническое напряжение и предотвращать его при помощи превентивных дипломатических мер. Так что за дипломатичными словами Воллебека можно легко и непринужденно прочитать, что в европейских кругах систематически нарастает беспокойство. Беспокойство обстановкой, нагнетаемой вокруг положения русских и поляков в Литве. Беспокойство, которое может вылиться в ряд рекомендаций и приказов, не слишком благоприятных для официального Вильнюса и интеграционной политики по отношению к национальным меньшинствам, им же осуществляемой.

Справедливости ради хотелось бы отметить, что подобные рекомендации может услышать из уст Европы, как ни странно, и Варшава. Не так давно побывавшая с визитом в Польшу президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что «польская система образования не благоприятствует литовским школам. Оценив ситуацию, литовские власти впервые выделят литовским школам в Польше 350000 литов». Так что не все ладно оказывается и в польском королевстве. В котором, как утверждают представители литовской общины, в Польше с 1998 года число литовских школ сократилось вдвое.

Тем временем в Литве финансирование школ нацменьшинств все-таки хоть и незначительно, но увеличилось. Именно поэтому вердикт из уст комиссара после его визита в Польшу может разочаровать или, быть может, как раз обрадовать как Вильнюс, так и Варшаву.


Источник «Литовский курьер».