Не знаю ни одного серьёзного российского историка, который сейчас поставил бы под сомнение факт оккупации Латвии, заявил после первого совместного заседания историков Латвии и России председатель Латвийской комиссии историков Инесис Фелдманис.
«Надеюсь, что комиссия историков поспособствует тому, чтобы российские официальные должностные лица пришли к выводу, что у них нет других вариантов, как официально признать факт оккупации Латвии», — высказал надежду историк.
По словам Фелдманиса, у специалистов двух стран между собой нет никаких проблем. «Мы все хорошо понимаем, что международная комиссия историков — это больше политическая основа как доказательство тому, что отношения наших стран хорошие, — сказал историк. — Я, например, не знаю ни одного серьёзного российского историка, который сейчас поставил бы под сомнение факт оккупации Латвии. У международной комиссии историков совсем другие задачи, нежели себе придумала часть общества у нас и в России, где считают, что мы готовы в каких исторических вопросах отступить».
Фелдманис повторно отметил, что в вопросе об оккупации 1940 года латвийские историки не готовы уступать. «Наша позиция настолько сильна, аргументирована, подкреплена исторической литературой, в том числе и всей западной литературой, что здесь не о чем дискутировать».
«В России очень строгие правила архивов. Я надеюсь, что комиссия международных историков будет тем органом, кто немного ликвидирует эту строгость, и латвийские историки получат больший доступ к архивам. Если учитывать официально закрепленный в России срок для архивов в 75 лет, то самое ближайшее, что мы можем получить в архивах, это документы за 1936 год, что не позволяет полноценно изучить важные события нашей истории», — сказал историк.
По оценке Фелдманиса, самое главное, что даёт комиссия историков обеих стран — она способствует пониманию в России о том, какой была история, что историческую правду надо признавать и что не может быть так, что краски истории лишь черная и белая.
«Если в 30-х годах не было бы нашей «пятой колонны», то в Латвии не появилась бы диктатура, может, события развивались бы иначе. История не белая и не черная — она серая и все в ней есть грехи», — сказал он.
«Сталин все 30-е годы зондировал и думал, что делать с нами. И он видел, что здесь много его сторонников — почему же не пытаться сделать все то, что он сделал?» — указал Фелдманис.
Источник — «Diena».
Перевод — «TVnet.lv».