Прошли волны пропагандистских кампаний вокруг новой литовской АЭС. Здравый смысл не победил в Литве даже тогда, когда из проекта строительства АЭС вышла Польша. На все трудные вопросы литовская пропаганда дала бойкие, похожие на уверенные, ответы.
Но один из вопросов, на который власти Литвы не могут дать ответ не только в идеологическом, но и в практическом плане — это как реактор Hitachi будет доставляться в Литву. Даже если предположить, что строительство АЭС в Литве станет реальностью, то вопрос транспортировки реактора может либо похоронить идею этого проекта окончательно, либо во много раз сделать строительство АЭС дороже и длиннее по срокам и убыточней.
Корпус реактора «фукусимского типа», который собирается построить у себя Литва, имеет в диаметре 7 метров и весит почти 100 тысяч тон, к тому же он не разборный. Консорциум GE-Hitachi не зря строит все свои атомные электростанции недалеко от побережья. Так легче переместить эту массивную конструкцию древнеегипетского типа на будущую стройплощадку непосредственно с корабля. В Литве же ситуация абсолютно другая. Площадка для строительства находится далеко в глубине территории Литвы. И если предположить, что атомная станция будет построена именно там, то вопрос доставки этого «монстра» из Клайпеды в Висагинас из простого транспортного вопроса превращается в «национальное бедствие».
Кроме расширения и укрепления старых дорог и отчасти прокладки новых, Литве придётся снести или разобрать все мосты по которым и под которыми проходит дорога, кроме того (учитывая диаметр 7 метров) придётся разобрать и линии электропередач. А если взглянуть на карту и посмотреть гипотетический маршрут корпуса реактора, то мы увидим, что для того что бы создать «крепкие основы энергонезависимости от России», Литве придётся лишить электричества почти половину страны, если не больше. Водный маршрут, по рекам Литвы, тоже не выдерживает критики. Поскольку Литве придётся углублять и расширять существующие реки и рыть каналы. Объём работ, в данном случае, будет чем-то напоминать строительство Беломоро-Балтийского канала в сталинском СССР. Опять же вопрос с ЛЭП и в случае реализации водного пути не снимается.
Следовательно, если Литва не откажется от строительства АЭС в Висагинасе, то оставшиеся её партнёры в лице Латвии и Эстонии должны быть готовы к значительному дополнительному нерыночному инвестированию в инфраструктуру Литвы (дороги, энергосети, мосты, водное хозяйство), то есть увеличению цены строительства и к его сроков. Однако вполне можно предположить, что в Литве может быть выбран и другой вариант — и АЭС будет строиться на берегу Балтийского моря и вопрос транспортировки отпадёт сам собой. Но тогда появится масса других вопросов. И дай Бог, чтобы в этом случае вопрос экологии был самым очевидным для литовских неосталинских утопистов от электроэнергетики
Источник — ИА REGNUM.