«Россия будет делать свои дела, а нам важно делать свои», — сказал министр обороны Эстонии, известный политик Март Лаар. На прошлой неделе он гостил в Латвии и обсудил вызовы в обороне, особое внимание уделив кибербезопасности. Со своим критическим взглядом Лаар не преминул прокомментировать, в том числе военную деятельность России и намеченный в Латвии референдум о русском языке.
— Как страны Балтии могут теснее сотрудничать в обороне?
— Уже сейчас, планируя оборонные мероприятия, мы обсуждаем их между собой. Мы создали совместные рабочие группы, предприняли шаги по восстановлению совместных миротворческих подразделений. У нас есть конкретные задумки по различным проектам. Мы вместе участвуем в проекте эскадры противоминных кораблей BALTRON, в Балтийском колледже обороны, контроле воздушного пространства, и нас объединяет выполняемая НАТО миссия по патрулированию воздушного пространства Балтии.
— Вы прибыли в Латвию, чтобы обсудить вопросы кибербезопасности. Насколько важны в современном мире эти вопросы?
— Кибербезопасность важна и её нужно развивать. Нас разбудили события 2007 года, когда мы пережили кибернападение в связи с переносом «Бронзового солдата». Теперь в Таллине создан и развивается центр кибербезопасности. Но мы хотим убедиться, насколько безопасна в этом смысле Латвия. Речь не только о том, что нападения могут затронуть военные объекты, надо защищать также гражданские сети и объекты, нападение на которые может принести вред военной сфере. Думаю, что на саммите НАТО в Чикаго весной много будет говориться именно о кибербезопасности.
— Насколько важно для Балтии добиться миссии по бессрочному патрулированию воздушного пространства после 2014 года?
— Это важный вопрос, по которому страны Балтии достигли общего соглашения – патрулирование воздушного пространства должно быть бессрочным. Это ещё один вопрос, который мы хотим выяснить на саммите в Чикаго. Это также вопрос о взаимном доверии. Возможно, странам Балтии в будущем будет необходим больший оборонный бюджет. Если в оборону инвестировать минимум, то возникает вопрос о направлении, в котором движется государство. Но у Латвии правильное направление.
— Слышны разговоры, что новая оборонная стратегия США поворачивается спиной к Балтийскому региону. Как вы смотрите на этот тезис?
— Мы открыты для дискуссии с США по оборонной стратегии. Решение США логично, они спрашивают — почему мы должны тратить деньги, если Европа на оборону не тратит так много? США хотят видеть, что Европа серьёзно воспринимает вопросы обороны. Речь снова о доверии, и в контексте стран Балтии доверие означает присутствие НАТО в регионе. Мы видим, насколько важно участие США в проходящих здесь военных учениях и проектах. Какими бы ни были стратегия и решения, мы хотим быть частью их.
— Желание России разместить в Калининградской области стратегические ракеты угрожает НАТО и странам Балтии?
— Можно сказать, что мы слишком спокойны… На Россию и на её политику трудно повлиять, и она будет делать то, что считает правильным, в свою очередь, мы должны делать то, что считаем важным. Нам это решение России непонятно, потому что размещать в своей западной части существенный воинский контингент нелогично – в этом регионе нет угроз для России. Они, скорее, могут исходить из других регионов.
— Как вы смотрите на тенденциозный доклад МИДа России о положении с правами человека в мире, в котором высказаны упреки государствам Балтии?
— Такие доклады очень удивляют и содержат много ошибок. Неприятный сюрприз также заявление МИДа России о референдуме в Латвии. Моё мнение о референдуме очень близко к мнению латышей. Каждый эстонец понимает эту ситуацию и то, как она сложилась.
— Считаете ли вы, что это может быть спровоцировано извне?
— У меня нет доказательств этого, однако я советовал бы посмотреть на дело таким образом.
— В Эстонии возможны аналогичные этому референдуму действия?
— Никогда нельзя знать, что может произойти. История с «Бронзовым солдатом» в Таллине была возможна. Мы всегда должны быть готовы.
— Возглавляемому вами министерству поручено разработать порядок чествования людей, которые боролись за независимость Эстонии, в том числе бывших легионеров.
— Ещё не могу сказать, как это будет выглядеть практически. Это задача правительства – признать и чествовать людей, которые боролись против нацистской Германии и Советского Союза.
— Это уже третья попытка в Эстонии решить данный вопрос, вы ещё ранее это инициировали.
— На этот раз вопрос шире, чем при предыдущих попытках. Коалиционный договор определяет, что закон затронет более широкий круг лиц.
— От имени LA поздравляю с Днём провозглашения независимости Эстонской Республики, который вы будете отмечать в конце февраля. Как будут выглядеть торжества?
— Они будут очень красивыми. На восходе солнца будет поднят наш флаг. В ведении моего министерства традиционный военный парад. Традиции торжества по случаю Дня независимости не создаются заново – они так же традиционны, как, например, празднование Рождества. Когда смотрю старые газеты, кажется, что раньше эстонцы праздновали почти так же.
Источник — «Latvijas Avize».
Перевод — ИноСМИ.