В Латвии 18 февраля состоялся республиканский референдум по вопросу внесения изменений в Конституцию страны о статусе второго государственного языка. В референдуме приняли участие только граждане республики, 2/3 из которых высказались за сохранение латышского языка в качестве единственного государственного. Итоги «языкового референдума» в Латвии, которого долго добивалась русская община этой республики и общественные организации, выражающие интересы т.н. «неграждан» и русскоязычных граждан, вызвали неоднозначную реакцию. Своё отношение к событию в интервью корреспонденту ИА REGNUM высказал белорусский писатель, руководитель витебского общественного объединения «Русский дом» Андрей Геращенко.
— Как Вы оцениваете результаты прошедшего в Латвии 18 февраля референдума по вопросу придания статуса второго государственного еще одному языку, на котором разговаривает около трети населения республики?
Здесь есть несколько аспектов. Само то, что данный вопрос вынесен на референдум, показывает, насколько острой и болезненной является эта тема для современной Латвии. Результат 25% проголосовавших на референдуме за двуязычие говорит о том, что де-факто государственный статус русском языку в Латвии необходимо придать. Но фантомные страхи латышской власти, напуганной возможностью утраты суверенитета, этому мешают. Хотя в той же Финляндии шведский является государственным языком. За русский язык проголосовало бы ещё больше, но более 300 тысяч латвийцев (жителей Евросоюза) не имеют права голосовать, в силу чего референдум в Латвии является нелегитимным.
— Что даёт основания усомниться в легитимности результатов референдума?
— Около 300 тысяч человек являются «людьми второго сорта» для властей Латвии. Латвия в XXI веке проводит политику национальной и языковой сегрегации. Это просто позор. То, что молчат в данном случае США, которые добились в XIX веке уравнивания в правах чернокожего и белого населения, просто возмутительно, и показывает, что американцы на самом деле привержены не реальной защите прав человека, а лишь политической конъюнктуре. Проблема сегрегации в Латвии, напоминающая самые тёмные периоды истории человечества, является позором всего европейского континента. ОБСЕ надо не Белоруссией заниматься, а Латвией. Люди, производящие в Латвии товары и услуги, строящие там дома, работающие — не имеют права голоса. Именно поэтому референдум нелегитимен — были лишены права высказаться сотни тысяч латвийцев. Его необходимо провести повторно после предоставления гражданства и права голосовать всем жителям Латвии.
— Каковы будут последствия состоявшегося референдума?
— Любого нормального человека должно беспокоить существование в Европе государства, проводящего национальную сегрегацию населения, нарушающего основные права человека. К сожалению, латвийское общество лишний раз продемонстрировало свою незрелость и ксенофобию. Выход — в чёткой и ясной позиции как Российской Федерации, так и Республики Беларусь: гражданских прав в Латвии лишены и многие белорусы. Необходимо рассмотреть этот вопрос в ООН. Ко всему прочему есть смысл внимательно изучить вопрос введения санкций против режима, который официально придерживается политики сегрегации. Именно такие активные действия и привели к падению режима апартеида в ЮАР в конце ХХ века. Необходимо также больше работать с населением США и Европы — в отличие от правительств этих центров силы люди там болезненно реагируют на всякое официально закреплённое неравенство и многие, очевидно, пока просто не знают о политике национального апартеида в Латвии.
Источник — Regnum.