На протяжении всей новой истории страны Балтии являлись важнейшим геополитическим регионом, связывающим Россию с Европой. Не потерял своего значения для России этот регион и в новейшее время. На прошлой неделе московский писатель-историк Николай Стариков, ставший широко известным после своих острых публикаций, касающихся политической жизни России, по приглашению информационно-аналитического портала «NewsBalt» посетил Калининградскую область и озвучил своё видение ситуации в странах Балтии.
В сентябре прошлого года в интервью порталу «NewsBalt» Н.Стариков утверждал, что для того, чтобы у Балтийских стран были хорошие отношения с Россией, им ничего специально делать не нужно. Достаточно лишь одинаково соблюдать права всех жителей той или иной страны. Руководство России стало занимать более активную позицию в отношении русскоязычного населения за рубежом. Но, на взгляд Старикова, эта позиция ещё далека от идеала.
Каково же мнение писателя об отношениях Литвы и России на сегодняшний день? Об этом – в эксклюзивной беседе Н.Старикова с корреспондентом «Обзора».
— Николай, в России немалая часть политиков и политологов считает, что Россия должна заботиться о странах Балтии, а странам Балтии гораздо выгоднее будет вернуться в союз с Россией. Зачем? Чтобы спустя какое-то время кто-то в Литве снова заявил, что все беды Литвы — от России?
— Я считаю, что естественный союз России с прибалтийскими государствами принесёт только взаимную пользу. Разговоры о том, что Советский Союз угнетал Прибалтику, смешны. Давайте посмотрим на численность населения Прибалтики, когда она вошла в Российскую империю, и на численность Прибалтики, когда она вышла из состава Советского Союза. Произошло увеличение численности населения плюс рост самосознания и появление национальной интеллигенции. Не говоря уж о том, что никакой Эстонии или Латвии в мировой истории до 1918 года и не было! Конечно, мы сейчас не подвергаем сомнению право этих государств на независимость, но почему их право на независимость может исключать вхождение в новые союзы – например, Евразийский, который организует Россия на равноправных условиях, участвуя в экономике региона.
Когда прибалтийские республики находились в составе Советского Союза, то были самыми развитыми в СССР. Это была витрина Союза. Сейчас они в другом союзе – Европейском — и объективно являются задворками этого союза, с самым низким уровнем жизни в ЕС.
Я думаю, что новый виток отношений России и Прибалтики ещё впереди. И, как только в Европе станет плохо, это моментально ощутят жители Прибалтики.
— Видите ли Вы точки соприкосновения Литвы и России, которые позволили бы сторонам наконец-то приступить к улучшению отношений не на словах, а на деле? Или пока в Литве российская карта используется исключительно для набирания внутриполитических очков (угроза России как фактор сплочения национально озабоченной части электората), России по поводу отношений с Литвой нет смысла особо убиваться?
— Я не думаю, что России надо выстраивать отношения с Литвой на какой-то особенной платформе, нежели с другими государствами. Но у нас много общего в прошлом, и мы неразрывно связаны друг с другом. На мой взгляд, между Россией и Литвой намного больше общего, чем, например, между Литвой и Великобританией, хотя они сейчас находятся в одном государственном образовании. Всё течёт, всё изменяется. Политика — вещь очень переменчивая, и очень переменчивы границы государств, которые всегда меняются вслед за изменением политической конъюнктуры.
— В прошлом году в Литве были приняты поправки к Закону о просвещении. Согласны ли Вы с мнением, что эти поправки были сделаны на политической основе в целях сокращения употребления родного языка нацменьшинств, для ассимиляции и ослабления, таким образом, их конкурентоспособности в общественной жизни?
— Безусловно, язык является ключевым моментом в определении идентичности человека. Именно поэтому в прибалтийских государствах, а также в других республиках постсоветского пространства, например, в Украине, идёт целенаправленное наступление на русский язык. Чтобы почувствовать своё отличие от России, люди не должны понимать русский язык. Но это очень сложно сделать. Конечно же, за этим стоит политическая конъюнктура. Моё отношение к этому может быть только отрицательным. Русский язык и русская цивилизация являются одной из составных частей мировой культуры, и мы должны отстаивать интересы русского языка, выступать в защиту русского населения, одним из факторов защиты которого, естественно, является возможность говорить на родном языке.
Что касается русскоязычного населения Прибалтики, то, на мой взгляд, Россия должна занимать более жёсткую позицию к политической элите этих стран, которая, убеждён, вопреки воле литовского, латышского и эстонского народов, проводит дискриминационную политику по отношению к русскоязычному населению. Я уверен, что сами прибалтийские народы, пережившие тяжёлые периоды в истории со шведской и немецкой оккупацией, не хотят дискриминировать другой народ. А вот политики, в основном экспортированные из Соединённых Штатов Америки и прошедшие «демократическую» школу, показывают прямо-таки нацистский тоталитаризм в отношении других народов. И Россия должна оказывать определённое экономическое давление, чтобы такие политики ушли.
Источник — «Обзор.lt».