«России выгодна литовская АЭС, поскольку даст дополнительные гарантии энергосистеме»

Экс-пресс-секретарь президента Литвы Линас Бальсис, инициатор референдума о необходимости строительства Висагинской АЭС в интервью «Литовскому курьеру» заявил, что новая АЭС втянет республику в небывалые долги.

Бывший пресс-секретарь президента Литвы Дали Грибаускайте Линас Бальсис, ставший теперь инициатором референдума о необходимости строительства Висагинской АЭС дал интервью газете «Литовский курьер», в котором заявил, что новая АЭС втянет республику в небывалые долги.

— Господин Бальсис, удастся ли инициаторам референдума собрать 300 тысяч подписей в стране, население которой составляет менее 3 миллионов?

— Это сложно. Но если ничего не делать, то ничего и не получится. Мы не только выступили с инициативой референдума. Мы чётко определили его цель: «Решают люди, а не власть!» Знаете, мы попали в «десятку». Как раз тот случай, когда граждане против, чтобы за них решали их судьбу. На сегодняшний день розданы все подписные листы. Могу со всей ответственностью заявить: за первую неделю преодолён рубеж в 30 тысяч подписей. Начало кампании вселяет оптимизм и даёт шанс надеяться на положительный результат.

— Вы хотите сказать…

— Хочу сказать, граждане Литвы понимают, что правительственные планы строительства новой атомной электростанции – это весьма важный вопрос для государства. Это не возведение пусть крупного, но отдельного завода. Это даже не масштабный экономический проект. Это шаг, который на десятилетия определит образ государства.

Каким этот образ окажется, можно предположить, если помнить: АЭС – это очень дорогой проект, который сделает должниками нас, наших детей и даже внуков.

АЭС – достаточно опасный проект. Потому что пока не изобретён стопроцентно безопасный реактор. В этом контексте надо помнить о Фукусиме или Чернобыле. Существует достаточно информации, что именно тот реактор, который пытается привезти в Литву министр энергетики Арвидас Сякмокас, является особо уязвимым. На АЭС «Фукусима-1» реактор именно такого типа не выдержал землетрясения.

И не дай Бог, чтобы нечто подобное случилось в нашей прекрасной Литве. Кстати, в известном смысле именно поэтому Германия отказалась от ядерной энергетики вообще. И счастливо живёт, развивая альтернативные виды добычи электроэнергии. Поэтому мы сегодня стремимся следовать её примеру.

Пусть наш кабинет министров предоставит общественности расчёты, экономически обоснованные прогнозы, пакет плюсов и минусов будущей АЭС. Люди в Литве умные, практичные, хозяйственные. И в состоянии самостоятельно решить, какой проект им выгоден и важен, а какой – нет.

Таковы мотивы инициаторов референдума.

— Можно согласиться со всем, что вы говорили относительно будущей Висагинской АЭС. Но давайте будем честными до конца. Несмотря на все недостатки японского реактора, стандарты МАГАТЭ не запрещают его эксплуатации или строительства…

— Стандарты МАГАТЭ достаточно жёстки. Но каждое государство обязано сертифицировать выбранный тип реактора. Насколько известно мне, нигде в Европе «кипящий» реактор ABWR производства компании Hitachi не сертифицирован. Он лицензирован в Азии и Америке. Но в Европе о нём ничего не известно. Не исключаю, что Литве не удастся лицензировать этот тип реактора. Хотя бы потому, что придётся брать на себя дополнительные риски и отвечать за принятое решение перед государствами всего континента.

Что касается позиции такой авторитетной международной организации, как МАГАТЭ, то давайте помнить: она приветствовала в своё время и чернобыльский реактор. И другие, на которых позже возникали сложные технические проблемы.

Для каждого периода времени существуют свои технические решения при создании систем безопасности. Параллельно существуют оценки этих решений. Поэтому когда мы слышим – «уж этот реактор – действительно самый безопасный», то должны понимать, что он безопасный только на фоне своих старших собратьев. А завтра будет найдено ещё какое-то неожиданное решение, и то, что касалось верхом совершенства сегодня, окажется забытым и ненужным.

Важно другое. С 1952 года в мире произошло 34 серьёзных инцидента на АЭС. То есть каждые полтора года случалась серьёзная авария. И ещё нюанс: всего в мире было 4 таких реактора, как планируемый в Литве, и ещё 15 намечалось. После Фукусимы от планов строительства 15 реакторов отказались, а 4 действовавших остановили.

— Ощущаете ли вы поддержку из соседних или других европейских стран?

— Наши устремления поддерживают немцы. Но самую большую поддержку сегодня ощущаем со стороны Австрии. Кстати, ситуация в этой стране была очень похожа на сегодняшнюю ситуацию в Литве. Там тоже практически всё было готово к строительству АЭС. Но люди стали протестовать. Состоялся референдум. По результатам общенационального плебисцита парламент Австрии принял решение, что страна никогда не будет развивать ядерную энергетику.

Сегодня Австрия в Евросоюзе выступила инициатором сбора подписей за то, чтобы руководство ЕС приняло решение не развивать атомную энергетику. Чувствуем поддержку из Белоруссии, России, Латвии. Мы ведь выступаем против всех АЭС в регионе.

Надо обязательно подчеркнуть: «зелёные» партии и неправительственные экологические организации выступают против всех АЭС – литовской, белорусской и российской. Наши оппоненты любят выставлять литовских экологов какими-то тайными агентами Кремля. Чтобы закрыть эту пустую тему, хочу подчеркнуть: если бы «зелёные» действительно были «рупором Москвы», они протестовали бы против терминала сжиженного природного газа и электромоста в Швецию, а не против Висагинской АЭС. Отмечу: России выгодна наша АЭС, поскольку станция даст дополнительные гарантии энергетической системе.

— Что вы в этой ситуации предлагаете?

— Регион, включая Беларусь и Калининградскую область, может трансформироваться в успешный европейский центр альтернативной энергетики. Потому что Литва и Беларусь обладают огромными запасами биотоплива, а Калининградская область – исключительно благоприятными условиями для развития энергетики ветра. Если бы удалось договориться на уровне руководителей трёх государств, можно было с успехом конкурировать на бирже электроэнергии. Нужна только политическая воля.

— Давайте поставим себя на место оппонентов. Они утверждают, что Литва ежегодно выплачивает России примерно 2 миллиарда долларов США за энергопоставки. Кабала не может продолжаться бесконечно. Поэтому правительство рассматривает АЭС как основную генерацию, параллельно которой можно использовать любые производства электроэнергии…

— Не получится. Правительство блефует. Потому что в таком случае вся произведённая электроэнергия просто не будет воспринята передающими цепями.

Литва – маленькое государство. Здесь невозможно поставить 10 АЭС, как в США, Франции или Китае. Станция с реактором мощностью 1350МВт произведёт столько электроэнергии, что технически хватит всему хозяйству страны. АЭС заполнит всё. Для развития альтернативных источников энергии просто не останется места. Это подтверждают и наши эксперты: если все ресурсы государства направляем на развитие атомной энергетики, то их не остается для иных видов производства. Об этом же говорит и практика других маленьких стран.

Что касается базовой генерации – то это термин и условие советского периода. Когда под определённое количество производств строилась отдельная АЭС. Например, Запорожская АЭС для всех заводов Центральной Украины. Сегодня ситуация иная, и подходы должны быть иными.

— Что же Литве делать в такой ситуации?

— Рано или поздно нам придётся заниматься реконструкцией нынешних электростанций, пока работающих на российском газе. Нас заставит сделать это Европейский Союз. Подсчитано, что реконструкция потребует около 2 миллиардов евро. Но если будет принято решение о переходе на биотопливо, государство израсходует только 1 миллиард евро. Так Литва экономит средства, создаёт новые рабочие места, прибавочная стоимость остаётся в стране. Как вы думаете, почему простаивает такая мощная электростанция, как Электренская? Потому что если у тебя есть какая-то генерация, ты обязан иметь резерв такой же мощности или даже больше. На тот случай, что вдруг где-то придётся компенсировать потерю энергии.

Электростанция в Электренай строилась Советским Союзом, как резервная для Игналинской АЭС. Прошло время, и ситуация повторяется. Мы строим атомную станцию и параллельно запускаем работающую на газе Электренскую, чтобы она стала резервной для АЭС. То есть так громко критикуемый правящими консерваторами «Газпром» автоматически получает гарантии, что Литва будет и будет покупать у него природный газ.

Но если мы переводим на биотопливо действующие газовые электростанции и дополнительно строим в каждом районе по небольшой станции на биотопливе, то инвестируем в Литву, создаём рабочие места, прибыль оставляем в Литве. Это простой, ясный и хороший план.

— Но строительство АЭС тоже создаст рабочие места…

— Говорят, что АЭС в Литве будет оставлять капитал. Какой? Строительство будет вестись на одолженные деньги. Их придётся возвращать. Прибыль станет уходить в зарубежные банки. Такого типа АЭС обслуживает 200-300 человек. Допустим, 500. Разве это программа создания рабочих мест? Мне известно, что правительство насчитало в Висагинасе примерно 120-130 специалистов, которые в состоянии работать на японском реакторе. Согласитесь, для целого города атомщиков ничтожная цифра.

Биоэнергетика создаст около 10 тысяч новых рабочих мест со всеми вытекающими последствиями. Вот это действительно вклад в экономику.

— То есть с какой стороны ни глянь, выгоднее отказаться от АЭС, чем строить её?

— Выходит так. Но решать вопрос должны люди, а не власть.


Источник — «Литовский курьер»