С 2013 года открыто начнётся строительство «латышской Латвии»?

Один из лидеров русской общины Латвии Александр Гапоненко проанализировал неонацистские организации в политической системе республике.

В августе 1991 г. во Второй Латвийской республике к власти пришла бюрократия, которая практически поголовно состояла из бывших латышских «национал-коммунистов».

Для легитимизации своей власти «национал-коммунисты» выбрали концепцию построения этнически чистого общества – «латышской Латвии». Эта концепция предполагает создание этно-социальной пирамиды во главе которой, как раз, стоит бюрократия, а основание составляют представители инородного населения. Первые выполняют социально важные и высокооплачиваемые управленческие функции, вторым отводится место низкооплачиваемых работников физического труда. В Латвии основную часть инородного, по отношению к латышам, населения составляют русские (в широком смысле этого слова). Им и предназначалось место в основании создаваемой латышской бюрократией социальной пирамиды.

Источником концепции «латышской Латвии» явились идеи диктатора Карлиса Ульманиса. Сам же диктатор позаимствовал их в Германии, в которой тщательно изучал национал-социалистическую теорию и практику. В годы войны латышская элита тесно сотрудничала с немцами, участвовала в строительстве «этнически чистого Третьего Рейха», пыталась, хотя и тщётно, построить в его рамках маленькую «латышскую Латвию». После войны бежавшие на Запад латышские коллаборационисты бережно сохранили идеи построения этнически чистого общества и принесли их уже во Вторую Латвийскую республику.

Бюрократия постоянно мобилизует массы латышского населения на реализацию концепции строительства «латышской Латвии». Делает она это посредством возбуждения чувства национального превосходства у латышской части населения по отношению к русским и навязывания русским чувство вины и национальной ущербности.

В дополнение к мерам идеологическим, латышская бюрократия осуществила и серьёзные изменения в политической системе страны. Часть русских и других «инородцев» вынудили покинуть Латвию, часть была принудительно лишена прав гражданства и исключена из политического процесса. Но даже и те русские, которые получили латвийское гражданство, не имеют сейчас возможности работать в государственном аппарате, заниматься многими «свободными» профессиями. Русские лишены возможности свободно воспроизводить свою этническую идентичность: поддерживать культуру, получать образование на родном языке. Русский язык полностью исключён из общественной сферы. Все эти дискриминационные меры власти закрепили законодательными актами и требуют их исполнения, опираясь на аппарат государственного принуждения.

Главным идеологическим инструментом манипуляции общественным мнением для латышской бюрократии стала идеологема «советской оккупации» Латвии в 1940 г. Главное событие того времен – добровольный выбор всего латвийского народа в пользу социализма и юридически корректное вхождение Латвийской Республики в состав СССР в этой идеологеме замалчиваются. Равно как и то, что на протяжении полувека латыши полностью поддерживали правящую коммунистическую элиту, в составе которой большинство занимали этнические латыши, а также сами добровольно строили социализм. Зато непомерное внимание в рассматриваемой идеологеме уделяется классовой борьбе первых этапов социалистического строительства и при этом делаются попытки представить её, как насилие совершенное русскими (и евреями) против латышей.

На навязывание обществу идеологемы «советской (читай русской) оккупации» работает мощная государственная информационная инфраструктура. Об оккупации постоянно твердят подконтрольные властям телевидение, радио, дотируемые бюджетом журналы и газеты. Государством финансируются «оккупационные» исследования псевдонаучного толка, издание книг, проведение соответствующих научных семинаров и конференций. Тема «советской оккупации» стала обязательной для изучения в школах и вузах. В помещениях бывшего Музея красных латышских стрелков был открыт Музей советской оккупации, который рассказывает «об ужасах» советского времени.

Для закрепления в умах латышской части населения тезиса о «преступлениях» советской власти (русских и евреев) в городах и поселках республики было установлено свыше трёхсот памятников жертвам репрессий и оккупации. У этих памятников властями регулярно проводятся массовые траурные мероприятия – бывшие национал-коммунисты хорошо владеют навыками ведения тоталитарной обработки сознания масс. В состав жертв «советского террора» при этом записаны: высланные в Сибирь лавочники и кулаки, имевшие в своём составе множество русских и евреев; коллаборационисты и военные нацистские преступники; «лесные братья», убивавшие, без разбора, как русских, так и латышей. То, что среди лиц осуществлявших депортации кулаков и лавочников основную массу составляли этнические латыши, которые искренне поддерживали идею строительства социализма в своей стране и реализовывали её в соответствии с социальной логикой того времени, идеологи этнически чистой Латвии стараются не вспоминать.

Наибольшую известность среди массовых траурных мероприятий получило ежегодное поминовение 16 марта в Риге начала боевых действий латышских легионов войск Ваффен СС против Красной армии. В этот день проходит праздничное шествие ещё живых легионеров и их многочисленных духовных последователей от Домского собора, где идёт поминальная служба, к главному государственному символу страны – памятнику Свободы. Под государственными флагами к основанию памятника легионеры возлагают цветы в знак того, что в идейном плане национал-социализм и латвийская государственность составляют единое целое. В этих мероприятиях участвуют обычно депутаты Сейма, представители исполнительных властей.

Антифашистов, которые протестуют в этот день против глорификации нацизма и оправдания его преступлений собранные со всей страны полицейские отряды неизменно разгоняют, арестовывают, а потом отдают под суд, который их неизменно штрафует.

Неонацистская идеология и распространяющие её организации играют важную роль в нынешней латвийской политической системе. С одной стороны, они позволяют свободно озвучивать идеи строительства «латышской Латвии» и проводить символические мероприятия, которые эти идеи поддерживают. Ведь в современной Европе прямое озвучивание неонацистских идей правящими элитами не приветствуется. С другой стороны, неонацистские организации являются инструментом запугивания и дезориентации инородцев, которым отводится в нынешнем латвийском обществе роль низшего «этно-расового элемента».

Неонацистские организации в Латвии имеют разветвлённую структуру, охватывают как политический, так и общественный сектор.

На поверхности неонацистского движения находится объединенная партия «Всё Латвии – Отчизне и свободе – Движение за национальную независимость» (Visu Latvijai! — Tēvzemei un Brīvībai — Latvijas Nacionālās Neatkarības Kustība // VL – TB – LNNK). Она входит в состав правящей коалиции, её представители сейчас возглавляют комиссию в Сейме, занимают посты министра юстиции и министра культуры. Это как раз те места, которые позволяют оказывать максимальное давление на инородцев. Министр юстиции Гайдис Берзиньш, например, в начале мая 2012 г. запретил подконтрольным ему нотариусам заверять подписи лиц желающих внести изменения в закон о гражданстве, хотя это распоряжение прямо противоречило конституции республики. Депутаты этой партии в Сейме регулярно вносят законопроекты, которые направлены на ущемление прав инородцев, используя парламентскую трибуну требуют проведения репрессий против активистов, борющихся с режимом этнической дискриминации. Для подготовки репрессий партия составляет списки врагов «латышской Латвии». Эту же политику по отношению к инородцам проводят представители «VL – TB – LNNK» и на уровне муниципалитетов и подчинённых им исполнительных органов.

Наиболее заметными общественными организациями неонацистского толка в Латвии являются: «Айзсарги», «Перконкрустс», «Общество Г.Целминьша», «Латвиетис», «Клуб латышских нациналистов», «Тевия сарги». Однако, помимо них, существуют и множество менее значимых организаций.

«Айзсарги» – военизированная национал-радикальная организация. Открыто выступают за строительство «латышской Латвии», депортацию из страны оккупантов и их потомков. Недавно объявила сбор подписей за снос памятника Воинам Освободителям в парке Победы.

«Перконкрустс» – подпольная неонацистская организация, выступающая за освобождение Латвии от инородцев. Ответственна за три попытки взорвать памятника Воинам Освободителям в парке Победы, придерживается террористических методов борьбы за этнически чистое общество.

Легальная часть общества «Перконкрустс» – «Центр Г. Целминьша» (Густавс Целминьш (1899-1968) — сотрудничавший с нацистами латышский политик, получивший после окончания спецшколы абвера в Кёнигсберге звание зондерфюрера. — «NewsBalt»). Выступает с крайних русофобских и антисемитских позиций. Недавно объявило кампанию борьбы с процессом возврата собственности еврейской общине, практически полностью уничтоженной в годы войны латышскими нацистскими организациями.

Общество «Латвиетис»– выступает с идеями этнического превосходства латышей над другими народами. Ведёт активную пропагандистскую работу в этом духе.

«Клуб латышских националистов». Организация, ведущая пропаганду радикального национализма, организующая публичные мероприятия в поддержку этих идей. Координирует деятельность других радикальных националистических группировок. «Тевия сарги» занимается военной подготовкой людей готовых бороться за утверждение идей «латышской Латвии». В организацию принимают только этнических латышей. Располагает разветвлённой сетью отделений по всей республике, тренировочными лагерями. Сотрудничает с Министерством обороны Латвии.

Идеологию неонацизма открыто проповедует издающаяся на латышском языке газета «DDD». Своим главным лозунгом газета выбрала деоккупацию, деколонизацию и дебольшевизацию. Для достижении этих целей издание считает возможным призывать к насилию над инородцами.

Мало чем отличается от позиций «DDD» взгляды, которые распространяют газеты «Latvijas avize», журнал «IR», 3 телеканал, портал «ReBaltika».

Неоднократные попытки привлечь неонацистов и радикальных националистов к ответственности за прямые призывы к насилию и разжиганию национальной розни ни разу за всё время существования Второй Латвийской республики не увенчались успехами. Правоохранительные органы республики никогда не находили состава преступления в действиях неонацистов и радикалов.

Усиление экономического кризиса в Латвии и неспособность национал-либерального крыла правящей элиты преодолеть его вызвали усиление национал радикальной партии «VL – TB – LNNK». В последнее время она стремительно наращивает свои ряды и увеличивает представительство в органах власти. В идейном плане она стала доминировать в латышском информационном пространстве. Можно прогнозировать, что эта партия станет победителем на муниципальных выборах 2013 г. и парламентских выборах 2014 г. В её состав, скорее всего, войдёт радикальное крыло правящей национал-либеральной партии «Единство». Победа на этих выборах позволит «VL – TB – LNNK» открыто строить «латышскую Латвию». Это будет возможно за счёт усиления репрессий против инородцев. Скрытый этнический конфликт в Латвии перейдёт в открытую фазу и, неминуемо, интернационализируется.


Источник — «Baltexpert»