В последние месяцы умы местных чиновников и журналистов занимает проблема, которую коротко можно обозначить как «синдром польской сосиски». Она поистине многогранна: калининградцы предпочитают местным продуктам питания польские, при этом готовы ради них идти на некоторые жертвы в диапазоне от поощрения незаконного предпринимательства при покупке польской колбасы «с машины» до потери собственного времени при организации специальных выездов «на закупку» в Польшу.
Большинство же совмещает приятное с полезным — выезжает в Польшу погулять по чистым, удобным и красивым городам, посидеть в гостеприимных кафе с низкими ценами, а на обратном пути загрузить машину качественными и доступными продуктами питания, одеждой и мебелью из «Икеи».
Идиллия калининградцев совершенно не устраивает местные крупные торговые сети и их друзей — людей с так называемым «государственным» мышлением, или, проще говоря, чиновников. Они начинают проводить «острые» публичные совещания, создавая из продавца польских сосисок образ врага, хотя каждый калининградец, который видел цены в польских супермаркетах, куда охотнее поверит в то, что уж скорее врагами являются торговые сети и чиновники, чем женщина, торгующая широким ассортиментом польской мясной продукции с машины.
Недавно подобное совещание проводил вице-премьер регионального правительства Александр Торба. На этом совещании было с полдесятка сотрудников торговой сети «Вестер». Так уж сложилось, что на пост вице-премьера Александр Торба попал с одного из высоких постов «Вестера». И вот, как бы друг друга не зная, они сидели вместе с представителями других торговых сетей и напряжённо обсуждали вред, наносимый здоровью калининградцев и всей областной экономике польскими продуктами. Чуть позже в одной из популярных местных газет, входящих в крупный медиахолдинг, появилась огромная статья, в которой журналист под псевдонимом описывал свой опыт поездки за польскими сосисками и прочим.
После прочтения складывалось ощущение, что автор — форменный идиот. Потратил кучу денег, времени и купил не то. Вывод у него был соответствующим: «Уж лучше я пойду в ближайший супермаркет за молочком».
В день выхода этой публикации главный редактор популярного калининградского интернет-портала на своей страничке в Интернете написал, что незадолго до выхода этого душещипательного «журналистского расследования» к ним обращалась одна из местных торговых сетей с просьбой изготовить «джинсу» — заказной текст без соответствующей пометки, из которого будет следовать, что покупать польские сосиски невыгодно и вредно. Интернет-портал от предложения отказался, но после выхода материала в конкурирующей газете провёл свое расследование, пусть и не идеальное по содержанию, но подтвердившее калининградскую народную истину: ездить в Польшу за продуктами выгодно, дёшево и приятно.
Все это я рассказываю лишь потому, что «синдром польской сосиски» — это довольно нетипичная для России вещь. Именно поэтому борьба местных чиновников и бизнесменов с ней выглядит совершенно неуклюжей, как любая борьба со здравым смыслом без массированной поддержки «Первого канала». Большинство россиян черпают информацию из телевизора, где касательно нашего вопроса звучат лишь патриотические речи о защите местного, пусть и бездарного, но кормящего взятками всю чиновничью братию производителя. Кроме того, у обычных россиян элементарно нет базы для сравнения того, что говорят по телевизору, с тем, что могло бы происходить, если тот, кто контролирует этот телевизор, работал эффективнее. Они не знают, что есть Польша, где низкая коррупция и дешёвые кредиты для предпринимателей, поэтому — отличный туристический сервис и доступные цены на всё. Средний россиянин живёт в плену мифов, созданных федеральным телевидением.
Один из этих мифов о том, что российское государство руками доблестной таможенной службы защищает их желудки и местную экономику от экспансии алчных европейцев. В общем виде проблема возведения торговых барьеров, которыми долгое время занималась Россия, имеет однозначную трактовку в среде учёных-экономистов: высокие таможенные пошлины и зарегулированность импорта в странах с высоким уровнем коррупции, таких как Россия, это однозначное зло.
Дело в том, что таможенные пошлины на импортную продукцию представляют из себя механизм перераспределения денег от населения в пользу коррумпированного госаппарата под соусом борьбы за местного производителя. Например, существует какой-то условный местный производитель, который производит плохую продукцию, которую никто не хочет покупать даже задёшево. Российское правительство вводит огромные таможенные пошлины на эту продукцию. Качественные импортные товары становятся дороже для населения. Часть людей, ввиду своей низкой платёжеспособности, отказывается от импорта и начинает покупать плохую местную продукцию или, скажем, туристические услуги.
Однако этот «бедный» российский производитель чувствует, что у неплатёжеспособных выхода уже нет и начинает поднимать цены. «Я же бизнесмен, а не благотворитель!» — в сердцах произносит он. В результате население начинает платить больше за тот же товар или услугу, его фактическая покупательная способность падает, и жить становится тяжелей. А импортные пошлины, которые платят те, кто не готов отказаться от европейского качества, прокручиваются через механизмы коррумпированного госаппарата и благополучно растворяются в едином котле российского федерального бюджета.
Калининград находится в месте обрыва единой логики повествования чиновников от телевидения — калининградцы видят, как самим в цифрах измерить неэффективное государственное управление, коррупцию, торжество слияния власти и бизнеса в России, просто сравнивая ценники в польских и калининградских магазинах. Они видят, как губернатор Цуканов упрекает своих подчинённых за то, что они отдыхают в Польше, а не в Калининградской области, а сам свой отпуск проводит в Хорватии. Калининградцы видят, как торговые сети, строя из себя благодетелей, под предлогом помощи инвалидам выводят деньги из-под налогообложения для строительства очередного монстра в центре города, как, например, «Вестер», собирающийся строить торговый центр на площади Василевского, и ему, похоже, уже никто не в силах помешать. Или того хуже — уходят от налогообложения через фирмы-однодневки, зарегистрированные на покойных бомжей. Всё это, кстати, довольно свежие истории.
Склонность к нездоровой корысти торговых сетей иллюстрирует ситуация, когда на протяжении почти всех 2000-х ввоз продуктов питания в Калининградскую область освобождался от таможенных пошлин (на отдельные категории товаров освобождается и до сих пор), и, исходя из здоровой экономической логики, цены на продукты в Калининграде должны были быть на 10-20% ниже, чем в среднем по России. Но этого почему-то не происходило. У сетей просто была возможность собирать с людей больше денег, и они держали цены на среднероссийском уровне. В результате в 2010 году средний калининградец понял, что в магазинчике рядом с домом стало дешевле, чем в условном «вестере».
Тогда одна моя знакомая даже заявила: «Да ты, наверное, очень богатый человек, раз ходишь по вечерам в супермаркет». Короче, произошёл разрыв шаблона — сети нам годами объясняли, что у них «эффект масштаба», а значит, всё по определению дешевле, а тут бац — и в ларьке у дома или рядом на рынке — свежее и цена на 10% ниже. Теперь же, когда в город пошёл бурным потоком товар из польских супермаркетов, понять, почему в российских сетях так дорого, решительно невозможно.
В целом «когнитивный диссонанс» среднего калининградца лучше всего иллюстрирует статистика, собранная порталом Slon.ru. По данным интернет-издания, один и тот же комплект мебели «Икея», проданный вам в Польше, будет стоить 3,2 тыс. долларов, а в России — 4,8 тыс. долларов. Дороже только в Японии и Австралии — 5,1 и 5,6 тыс. долларов соответственно. Вот только средняя зарплата в Японии, по данным всемирной организации труда, составляет 2,5 тыс. долларов, в Австралии 2,6 тыс. долларов, в Польше — 1,6 тыс. долларов., а в России — 1,2 тыс. долларов.
В Калининградской области, по данным Росстата, который не видит «серую» часть, средняя зарплата составляет 660 долларов в месяц, и с учётом инфляции за последний год она не выросла.
Источник — «Дворник».
Также по теме:
Взгляд из Польши: Как превратить солярку в сосиски: патент из России