«Осеннее буйство наших националистов»

Известный в Латвии журналист газеты «Час» Анатолий Каменев пишет о том, как местные националисты «вконец запутались» с усложнением подготовки и проведением референдума о негражданах.

Минздрав Латвии констатирует: рост страдающих психическими недугами среди людей старше 70 лет в 2009- 2010 годах составил 38%, на 11,5% увеличилось и количество госпитализаций с психическими болезнями. И это при том, что не учитывается т.н. политический психоз, буквально поразивший национальных политиков после февральского референдума. Тех, кто называет себя позитивными националистами.

Позитивный национализм, радикальный, этнический, государственный – как бы он себя ни именовал, он все равно национализм. А как ещё определял Джордж Оруэлл, «национализм – это жажда власти, приправленная самообманом; каждый националист способен на самую вопиющую бесчестность, но в то же время, поскольку считает, что служит чему-то большему, чем он сам, он непоколебимо уверен в собственной правоте».

Это ли не про наших, так сказать, местного разлива националистов, заявляющих себя борцами за национальные ценности, а не против чего-то? Подобных борцов хватает во всех латышских партиях, националистический недуг поразил не только Национальное объединение (речь идёт об организации «Всё Латвии – Отчизне и свободе – Движение за национальную независимость» — Visu Latvijai! — Tēvzemei un Brīvībai — Latvijas Nacionālās Neatkarības Kustība // VL – TB – LNNK. — «NewsBalt»). 

Нездоровое буйство буквально поразило наших националистов, едва ли не каждую неделю выдвигавших предложения одно безумнее другого. Да, похоже, и сами авторы уже запутались в своих предложениях. И можно было бы не обращать внимание на политических нуворишей, но и ветераны политических фронтов на полном серьёзе включаются в обсуждение и продвижение их идей.

И вконец запутались с усложнением подготовки и проведением референдумов. Выстраивали заслоны инициативам со стороны нацменьшинств, а практически чуть ли не исключили возможность высказаться и латышской части общества.

Потом буквально ритуальные пляски устроили вокруг Сатверсме, дескать, не запретить ли прикасаться к отдельным её статьям. И уже не говорят, что разработанная и принятая в 1922 г. Конституция – образец демократичного документа. Видно, и сами поняли, что многократно исправленная и дополненная в 90-е годы прошлого столетия Сатверсме уже таковым не является.

В Конституции образца 22-го года и слова не было о госязыке. В сеймах того времени депутаты могли выступать на трёх языках – латышском, русском, немецком. Не оговаривалось и право на участие в выборах и референдумах. Это уже современные националисты закрепили избирательное право только за гражданами. Причём без ссылок на защиту национальных ценностей.

А идея референдума о нулевом варианте гражданства вызвала буквально шквал предложений, как блокировать эту тему, якобы противоречащую Конституции. И никак не отреагировали на крамольные предложения «общества Репше» по реформированию этой самой сути Сатверсме – президента избирать только из депутатов Сейма, расширить полномочия премьера вплоть до права роспуска Сейма, если тот «действует деструктивно и парализует работу правительства».

Кстати, именно так и поступил в своё время премьер Карлис Улманис, разогнав Сейм и узурпировав власть в стране. И потому мне кажется, что инициативы «от Репше» более опасны для латвийской демократии, чем гражданство всем родившимся в Латвии после августа 1991 года. Но в националистическом психозе национальные политики не в состоянии здраво проанализировать и понять, откуда же исходит опасность государству.

Вот Дзинтарс & Co в очередном приступе истерии твердят о том, что именно русские газеты «фактически демонтируют идентичность государства», поддерживая идею о втором государственном языке или нулевом варианте гражданства. И потому государство не должно финансировать их распространение. И нет им дела, что налоги платят не только латыши, читающие «Латвияс авизе», но и читатели «Часа» или «Вестей сегодня».

…Пытался вспомнить хотя бы одну инициативу Национального объединения в социально-экономической сфере, а вспоминаются лишь вопли о проверке на лояльность всех новограждан, включая новорожденных; о переводе всех школ, а заодно и детских садов на латышский язык. Это ли не истерика?

В очередном приступе истерии националисты разоблачают «Центр согласия» в тайной работе по созданию прорусского правительства, а тут ещё среди нелатышей до 20 лет 85% уже имеют латвийское гражданство, и эта тенденция чревата катастрофой для национального государства.

А их инициатива о регистрации и допуске в политику только лояльных партий? Если бы основным признаком лояльности националы не считали отношение к госязыку, оккупации, а теперь ещё и к облегчению участи неграждан, к нелояльным следовало бы причислить не только Линдермана и Осипова с их ЗаРЯ, но и тех, кто находится в оппозиции, т.к. и национально ориентированные зелёные крестьяне не согласны с проводимой в стране политикой и не прочь сместить правящих.

Целый месяц депутаты будут обсуждать необходимые с точки зрения национально озабоченных изменения с целью улучшения процесса натурализации, дескать, новограждане должны не только подписывать письменную клятву, но и давать её в торжественной обстановке. Вдумайтесь, месяц депутаты намерены потратить на обсуждение технического вопроса.

А между тем Эстония перехватила инициативу в проекте газового терминала и Латвия уже не станет игроком на европейском газовом рынке. Полгода болтался в воздухе вагоностроительный проект, окончившийся провалом для целой отрасли латвийской экономики. И уже не первый год стоит вопрос с привлечением инвесторов, т.к. в стране не сформулировано мнение об областях, в которые надо привлечь инвесторов. Но работа с ними идёт зачастую на интуитивном уровне и потому государство ждёт, когда иностранец захочет вложить свои деньги и реализует свои проекты, а надо бы указать, в какие конкретные сферы государство ждёт инвестиции.

Директор Агентства инвестиций и развития г-н Озолс предлагает выделить деньги и купить экспертизу мирового уровня, т.к. латвийские чиновники не в состоянии провести такую работу. Это ли не тема для национальных политиков, окопавшихся в Сейме и тратящих время на выяснение лояльности? Но там-то правят «позитивные» националисты, которым жизненно важные вопросы непонятны…

Кстати, националисты считают себя патриотами Латвии. Замечу, это несовместимые понятия. Патриот – это человек, любящий свою родину и делающий всё для её процветания, а националист – ненавидящий другие народы и страны. И в этой ненависти националист готов поступаться народным благом ради призрачных национальных ценностей. Объясняется это весьма просто: нищета порождает естественное желание найти собственную национальную идентичность, а неспособность найти выход из нищенского существования народа, вгоняет в растерянность, толкает к поиску врагов, якобы разрушающих эту идентичность. 

…Давно замечено, что психическое состояние человека носит сезонный характер – весеннее обострение, осеннее… Националистам же, будь они самыми что ни на есть позитивными, присущ всесезонный политический психоз. До государства им просто нет дела.


Источник«Chas.lv»

Об авторе. Анатолий Каменев — журналист русскоязычной газеты «Час» и советник президента издательского дома «Петит». В 2009 году известный в Латвии русофоб и антисемит Айвар Гарда подал в суд на Каменева за обвинение в неонацизме, требуя с журналиста сто тысяч латов за статью под названием «Неонацист Айвар Гарда подал голос». В 2010 году суд Латгальского предместья закрыл дело против Каменева за истечением срока исковой давности.