Балтийские страны сегодня имеют справку о том, что они демократичны. Эту справку им выдали ЕС и НАТО — организации в которых, как утверждается, могут присутствовать только демократии. Соответственно, раз в этих структурах Латвия, Литва и Эстония, то от обратного — вопрос закрыт.
Более того, как раньше прибалтийские республики были для Европы витриной СССР, так и сегодня, уже внутри ЕС балтийские государства продолжают быть витриной. Но уже США, даже точнее одной из политических групп США — правых и неоконов.
Вот только с основой демократии — честным и свободным волеизъявлением народа в ходе выборов постоянно получается некая незадача. В Эстонии, законом о партиях обеспечено почти вечное правление премьера Андруса Ансипа, а для уверенности в победе правильной партии — партии Ансипа, введено голосование через интернет. Которое никто не может проконтролировать. А чтобы даже такая мысль не возникала — все данные по нему уничтожаются в самое ближайшее время после выборов.
Даже обычно спокойная Латвия недавно отличилась — прекращающий срок своих полномочий Валдис Затлерс, вдруг взял и распустил недавно избранный парламент. Сразу после того как депутаты отказали ему во втором президентском сроке. Распустил только для того, чтобы продолжить свою политическую карьеру, чтобы его персонально и в спешке слеплённую им партию ввели в правильную, с его точки зрения, правую правящую коалицию.
И в Латвии и в Эстонии традиционно получившие в итоге выборов поддержку избирателей левые и центристские партии под разными предлогами оттесняют от правящей коалиции, с тем чтобы во всех ориентированных больше на США, чем на Европу, балтийских государствах у власти находились правильные правые политические силы, способные стать надёжными представителями интересов США в ЕС.
Поэтому и в Литве уже традицией стала корректировка неправильного выбора народа. То президента литовский народ выбрал не того — Роландаса Паксаса. Или же Виктор Успасских оказался негоден и вынужден был на некоторое время бежать из страны.
Но, в отличие от покорных латышей и эстонцев, буйные какие-то литовцы оказались — постоянно кого-то не того выбирают. И, что удивительно, несмотря на то, что литовскому избирателю уже не раз показали какой выбор правильный и правый, они упорно предпочитают всё тех же Паксаса и Успасских и близких к этим партиям по взглядам социал-демократов.
Вот и в результате этих выборов в соответствии с утверждёнными результатами в многомандатном округе и одномандатных округах, больше всего мест в сейме нового созыва получили социал-демократы — 38, на втором месте идут консерваторы с 33 местами, далее следуют Партия труда (того самого неправильного Успасских) — 29 мест, партия «Порядок и справедливость» (партия тоже неугодного Паксаса, которого, кстати, сняли с выборной гонки) – 11 мест, Либеральное движение — 10 мест, Избирательная акция поляков Литвы (тоже неправильная партия, возглавляемая Вольдемаром Томашевским) — 8 мест, партия «Путь смелости» — 7 мест. В сейм также избраны три кандидата-самовыдвиженца и представитель Литовской партии крестьян и зелёных.
По итогам выборов, согласно политической традиции, президент Литвы Даля Грибаускайте должна была поручить формирование правительства победившей партии — социал-демократам. Но, возникла некая проблема — согласно итогам выборов, достаточно правильные социал-демократы решили сформировать правительство без обязательных для присутствия во власти в балтийских государствах правых или консерваторов. Наоборот, социал-демократы начали переговоры с идеологически близкими к ним Партией труда и «Порядок и справедливость», а также с «Избирательной акцией поляков» — участие которых обеспечивает этой коалиции устойчивость и конституционное большинство — то есть возможность политических преобразований в Литве.
Примечательно, что если лидеры Партии труда (Виктор Успасских) и «Порядка и справедливости» Роландас Паксас уже ранее были обвинены литовским правыми этнократам в связях с Кремлём, то лидеру «Избирательной акции поляков» Вальдемару Томашевском этот смертный, с точки зрения правых и консерваторов грех, был вменен уже после выборов, когда стало понятно, что поляки смогут войти в литовскую власть. Естественно, президент Литвы не имела права допустить подобного безобразия.
29 октября Грибаускайте встретилась с победившим на парламентских выборах лидером социал-демократов Альгирдасом Буткявичюсом и выразила мнение, что возглавить правящую коалицию должны победившие социал-демократы, но в ней не должна участвовать Партия труда, которая является вторым основным ядром потенциальной коалиции. Грибаускайте заявила, что Партия труда не может участвовать в формировании правительства из-за её скандального шлейфа — дела «о чёрной бухгалтерии» партии и скандалов с подкупом избирателей. При этом, Грибаускайте явно нарушила политическую традицию, согласно которой президент не вмешивается в формирование правящей коалиции.
В новейшей истории Прибалтики на такое нарушение осмелился только первый президент Эстонии Леннарт Мери, таким методом не допустивший к власти победившую на выборах Центристскую партию Эстонии. Чувствуя шаткость своих позиций при оказании давления на парламент, Грибаускайте также подала два иска в конституционный суд на признание выборов в ряде округов недействительными. При этом Грибаускайте несколько фривольно допустила, что вполне возможно, что на основании решения суда нелегитимными будут признаны выборы вообще.
Реакция победивших на выборах политиков на эти манёвры президента была жёсткой. «Президент может высказывать любые позиции. Но есть Конституция, воля избирателей, и, в правовом демократическом государстве, презумпция невиновности. Все эти факторы должны действовать», — заявил тогда Виктор Успасских.
Он так же заметил, что президент применяет двойные стандарты.
— После парламентских выборов 2008 года у двоих из четырёх лидеров коалиции — Арунаса Валинскаса и Артураса Зуокаса – в биографии было по судимости, однако это никому не мешало, — сказал Успасских.
Лидер «Порядка и справедливости» Роландас Паксас также выразил несогласие с мнением президента: «Партия готова формировать коалицию с Партией труда и социал-демократами, невзирая на то, что президент не видит среди будущих правящих Партию труда».
Примечательно, что президента осудили даже те политики, которые не претендовали на формирование правительства. Глава предвыборного штаба партии «Путь смелости» Василяускас сделал политическую оценку подталкивания Грибаускайте к союзу с проигравшими, но правильными в её понимании правыми партиями: «Радужная коалиция» правых и левых сил, к формированию которой подталкивает Грибаускайте, стала бы «окончательной атрофией политической системой Литвы (…) это было бы негативным явлением для литовской демократии».
Впрочем, все манёвры Грибаускайте оказались безуспешными. Конституционный суд не дал оснований для отмены выборов, а социал-демократы проявили неожиданную смелость и упорство.
Слова лидера социал-демократов Буткявичюса: «Я не представляю возможности создания правящего большинства с консерваторами. Надо понимать, что у нас разные избиратели, что мы хотим реализовать амбициозные программные вопросы, у нас есть чёткое видение, которое основано на действии. Люди хотят некоторых изменений. И в таком случае я не представляю, как мы можем создать такую широкую коалицию – либералы, консерваторы и социал-демократы. Это бы означало, что Социал-демократическая партия реализует программу правых» — стали опосредованным отказом президенту.
И хотя обида между парламентариями и президентом осталась, к политическому кризису Литва в этот раз не скатилась — президент хотя и не приехала на первое заседание парламента, но и не разогнала его, впрочем и парламентарии сделали некоторые незначительные жесты примирения в сторону президента. Например, Успасских не стал претендовать на министерские посты.
Впрочем, пространство для маневра у Гибаускайте было сильно ограничено. В результате её атаки на волю народа рейтинг доверия к ней упал на рекордно низкую позицию. Ещё в октябре её положительно оценивало 72,8% населения, а негативное — только 11,7%. Сейчас среди опрошенных главу Литву поддерживает только 59,1%, а негативно — вдвое больше, чем месяц назад — 22,9% респондентов. Но в этом случае нужно задать вопрос — если народ не одобряет действия президента, то в чьих интересах и ради чего Грибаускайте была готова пожертвовать народной любовью?
Ответ может лежать в первых же заявлениях политиков новой коалиции. Так, Альгирдас Буткявичюс, ещё до утверждения его в должность премьер-министра заявил о том, что сроки школьной реформы, преследующей ассимиляцию польского и русского национальных меньшинств, должны быть отодвинуты. Безусловно, это хотя и половинчатая, но победа польских и русских избирателей, отдавших свои голоса за «Избирательную акцию поляков», ставшей членом правящей коалиции. Это открывает возможности для начала диалога с ближайшими соседями Литвы, о намерении вести который заявил новый председатель парламентского комитета иностранных дел Бенедиктас Юодка.
— Мне кажется, с соседями надо быть в ладу. Все это, наверное, понимают. Если не уживёшься с соседями, будет сложно и с другими. Если говорить о России, то это огромный рынок, если смотреть сквозь призму экономики. Думаю, что с Россией надо сотрудничать, и мне кажется, сотрудничество должно быть более тесным. Надо более тесно сотрудничать не только в области экономики, но и в области культуры, науки, — заявил он, касаясь российско-литовских отношений.
При этом Юодка не открестился и от наиболее сложных вопросов этих отношений, в частности, о созданной правительством правых рабочей группы по возмещению ущерба от так называемой советской «оккупации».
«Мне кажется, прошли 23 года независимости, и трудно рассчитывать на эту компенсацию, если смотреть по-человечески. Морально — да, Литва права – сколько сотен тысяч пострадало. Это вопрос дискуссий», — отметил Юодка.
Примерно такой же тональности придерживается и кандидат в министры иностранных дел Линас Линкявичюс. Позиция политиков нашла отражение и в программных документах социал-демократов.
«Литовско-российские отношения нуждаются в «перезагрузке». Сотрудничество Литвы с Россией мы будем основывать на повышающих взаимное доверие европейских ценностях, обращая взгляд не в прошлое, а в будущее, не ограничиваясь предварительными, трудно воплощаемыми в жизнь условиями, мешающими взаимовыгодным добрососедским отношениям», — говорится в полученном BNS проекте партийной программы, который в пятницу внесён в президиум Социал-демократической партии. В проекте, который рассматривает руководство СДП, намечается использовать геополитическое положение Литвы «для сближения ЕС с новыми соседями и Россией».
«Мы будем высказываться против тенденций нанесения новых, унаследованных ещё со времен Холодной войны, однако по-новому интерпретируемых разделительных линий между ЕС и восточными соседями», — говорится в проекте.
Конечно, нельзя говорить о мгновенном развороте литовской дипломатии и политики, но намечены определенные контуры новых реалий в которых Литва сможет наладить отношения с ближайшими соседями — Белоруссией, Польшей и Россией, что в свою очередь может помочь в решении самых актуальных проблем стоящих перед Литвой, а это — проблемы с энергоносителями, особо обострившиеся после закрытия Игналинской АЭС и конфликта с естественным поставщиком газа в Литву — российским Газпромом, а так же болезненный для Литвы вопрос с загрузкой литовских портов белорусскими и российскими грузами.
А самое главное, что при обозначенном векторе, в Литве создадутся условия для снижения этнократической истерии — главной опоры правых сил, что в свою очередь обозначает снижение влияния США, как в Прибалтике, так и Европе.
Но, литовские правые и их заокеанские друзья не намерены терять свой плацдарм в Европе и во многом продолжают определять общественную жизнь Литвы, решая, кто является правильным или неправильным политиком. Так, председатель политического комитета Союза отечества — Христианских демократов Литвы, получивших второе место на выборах и в пользу которых интриговала Грибаускайте Витаутас Ландсбергис сказал, что страну, в которой к власти пришла Партия труда, постигло моральное банкротство и идёт экзамен на существование Литвы как суверенного, самостоятельного европейского государства. «Поскольку Литва может стать государством-спутником, территорией контролируемой Россией», – сказал Ландсбергис.
Показательной порке подвернулась и не справившаяся с задачей формирования правильного правительства Грибускайте. В Литве разразился скандал из-за снятия с эфира частного телеканала ТВ-3 передачи, в которой рассказывалось о юности и партийной деятельности действующего президента Литвы Дали Грибаускайте.
В скандальной программе «Последняя инстанция» Валинскас, который, занимал должность спикера парламента, упрекал президента в «бабском поведении». Но, главное — литовцам открыли то, что их президент может быть польского происхождения и потому чужда интересам народа Литвы и в доказательство привели факты из её юности — во-первых она ездила в Варшаву, а так же в конце 80-х годов отказалась выходить из Коммунистической партии Советского Союза, выбрав карьеру в Москве. Однако когда в Литве произошёл окончательный слом, Грибаускайте срочно стала патриоткой и оказалась под знаменами Литвы.
В программе известная в Литве журналистка Рута Янутене продемонстрировала советские документы, согласно которым, в годы Саюдиса Грибаускайте работала в Академии общественных наук при Центральном комитете КПСС в Москве. А, когда в Вильнюсе разворачивались драматические события и столкновения с советскими солдатами, Грибаускайте по-русски написала руководству партии просьбу об отпуске — отдохнуть в санатории в Друскининкае.
Иронией судьбы выглядит то, что президента Литвы, так активно боровшуюся с подозреваемыми в связях с Москвой и Варшавой Успасским, Паксасом и Томашевским обвинили, в тех же смертных грехах. Этот удар по провинившейся Грибускайте, должен был показать, что есть ещё в Литве силы способные заставить литовский народ сделать правильный и правый выбор. Ну, а если литовцы продолжат выбирать неправильные партии то… к следующим выборам вполне можно вернутся к вопросу о голосовании через интернет.
Источник — «Baltija.eu».