Доцент отделения политических наук Латвийского университета Ивар Иябс высказал свой взгляд на скандальную статью экс-депутата Сейма Латвии, композитора Иманта Калныньша о том, что «Латвию брутально одурачили и обчистили» (подробнее — здесь).
Бывают случаи, когда молчание гораздо выразительнее любых слов. Так произошло и с открытым письмом композитора Иманта Калныньша, опубликованным в газете Neatkarīgā. Осмелюсь утверждать, что самое выразительное — не текст, а реакция на него латвийской публики.
А именно — полное отсутствие какой-либо адекватной реакции. Демагогия в комментариях и twitter не в счет. Ясно, что Имант Калныньш в плане репутации — не последний человек в Латвии. Смысл его письма вполне ясен и выражен в приличной литературной форме. И все же никто из нашей т.н. интеллигенции пока не удостоил это письмо соответствующей реакции. Это заставляет задуматься.
По-моему, причины молчания двойственны. С одной стороны, значительная часть нашей пишущей публики фактически думает так же, как Калныньш, но боится громко в этом признаться. С другой стороны, наши «западники», которые так не думают, в своей интеллектуальной вялости не способны дать ответы на некоторые его вопросы. Отсюда и молчание. Обе группы заслуживают внимания.
Но, чтобы сразу было ясно: лично я не согласен с большей частью сказанного Калныньшем. В своих политических взглядах композитор — крайний консерватор, если не сказать реакционер. Но к его словам стоит прислушаться по нескольким причинам. Прежде всего, у него есть довольно гармоничные политические воззрения, которые он не боится высказывать, хорошо понимая, что это не добавит ему популярности. В этом плане он похож на Андриса Грутупса (известный в Латвии адвокат, публично причисливший десятки тысяч людей, пришедших 9 мая 2008 года у Памятнику Освободителя Риги, к «пятой колонне». — «NewsBalt»): независимо от конъюнктуры оба могут позволить себе говорить то, что думают. Это интересно хотя бы потому, что Калниньш, в отличие от большинства публичных деятелей, видит в политике более широкие перспективы, чем просто некие краткосрочные дела, например, свержение Ушакова. Во-вторых, очень интересно понаблюдать за политической траекторией Имки. От идола «детей цветов», 4-й симфонии и запрещённой рок-музыки до депутата восстановленного Сейма Латвии и такого антизападника, который напоминает чуть ли не славянофилов XIX века. Если учесть его статус культурной иконы, глядя на Калниньша мы кое-что можем узнать и о себе.
Первая группа. Мнение том, что жителей Латвии, как стадо овец тащат в «загон федеративной Европы» будоражит сердца многих латышских интеллигентов. Европа нас не поняла и одурачила. Вместо страны, где цветут лимоны, нам втюхали «коричневую жижу, которой мы захлебываемся». Полностью управлять народным хозяйством невозможно, банкиры прислуживают иностранцам, «мудрости наших прежних лидеров хватило лишь на то, чтобы увидеть свою выгоду и попытаться урвать что-то для себя». Положительным антиподом этой разрушительной картины, очевидно, был бы какой-то вариант национального авторитаризма, который наконец позволил бы Латвии стать действительно самостоятельной. Эдакий Улманис 2.0 (Карлис Улманис — президент Латвии в 1936—1940 годах. — «NewsBalt»). К этому можно прийти, если не слушать всяких западных советчиков, не вступать в еврозону, а добиться, чтобы Латвия сама себе каким-то образом обеспечила «полноценное, прекрасное, безопасное будущее». С этим всё в порядке. До этого момента Имка может рассчитывать на широкую поддержку латышской интеллигенции, если не отрытую, то уж точно тайную.
Но Калныньш удивительным образом идет дальше. Он упоминает три вещи, которые могут выйти боком. Для начала — он сравнивает Афганистан с красными стрелками, с теми «одурманенными латышами, которые в свое время сеяли смерть на просторах российской земли». С такими вещами, господин Калныньш, надо поосторожнее. У нас принято считать, что латыши в ходе истории были жертвами и невинными страдальцами, а не кровавыми палачами того самого режима, который в итоге уничтожил Латвию. Во-вторых, в тексте письме появляются ссылки на Лукашенко и Путина в качестве положительных примеров того, как правительства стран ради сохранения национальной идентичности сопротивляются дегенеративному Западу.
Более того, утверждается, что настоящим латышским патриотам с этими режимами по пути. «Каждый, кто стремится защитить свой народ и страну, — наш друг и союзник». А вот это у нас не поймут. По крайней мере, пока. Правда, не поймут не потому, что нам очень не нравится «вертикаль власти», цензура или политзаключённые. Во имя национального возрождения это для нас было бы вполне приемлемо. Но беда в том, что Россия — наш геополитический противник, которого мы и обоснованно, и необоснованно виним во всех проблемах. Боюсь, что таких «друзей и союзников» было бы нелегко переварить. К сожалению господина Калниньша, который, видимо, хотел бы видеть Латвию в составе антизападного интернационала вместе с Ираном, Россией, Кубой и Венесуэлой. Тоже вариант. Беда в том, что люди среднего и старшего поколения всё это уже где-то слышали. По крайней мере, фразу — «как бы не возмущались «демократические» шакалы обанкротившегося Запада». Это уж точно напоминает передовицу «Борьбы» или «Правды». Но что поделать, все мы — дети своей эпохи.
Третий аспект, который тяжеловат для желудка среднего латышского интеллигента, заслуживает того, чтобы процитировать его полностью:
«Да, в советские годы плоть нашего народа безжалостно раздирали и пытали. Но дух народа поднялся до невиданных высот. Такого расцвета культуры и искусства как в 1960-1990-е годы Латвия никогда не переживала. Вы иронизируете о ностальгии по тем временем. Но лишь слепые не видят, что знаменитый железный занавес в большой степени защищал наше сознание от той клоаки, которая теперь щедро выливается на нас с Запада и с равнодушием цунами сметает защитные барьеры, которые наш народ строил тысячелетиями, чтобы защитить своих людей и себя».
В общем, латышская культура в годы коммунистической оккупации чувствовала себя лучше, чем в современном свободном латвийском государстве, смысл существования которого (согласно известной доктрине Эгила Левитса и Сармите Элерте) заключается исключительно в сохранении латышской культуры. Как говорят бухгалтеры, здесь что-то не сходится.
Тут-то и начинаются трудности, из-за которых лояльным нашему правительству «западникам» нечего ответить Калныньшу. Ясно, что режим СССР был тоталитарным и бесчеловечным. Но он был готов вложить в сохранение латышской культуры (как бы он ее ни понимал) гораздо больше, чем независимая Латвия, замученная кризисом и технократической политикой. Вложить в том числе в молодого латышского композитора Иманта Калныньша, который тогда написал целых пять симфоний. Кстати, очень неплохих. А вот когда пару недель назад у нас в Большой гильдии проходил ежегодный концерт латышской симфонической музыки, слушателям было предложено ровно ноль симфоний. Ну что ж, «lai līgo lepna dziesma»!
Об этой проблеме стоит поговорить громко. Публичная демагогия министра образования господина Килиса и экзальтации министра культуры госпожи Яунземе-Гренде сегодня служат лишь дымовой завесой для одного элементарного факта. В сегодняшней Латвии ни государство, ни частный сектор не хотят и не могут серьезно инвестировать в латвийское образование и культуру. Поэтому из-за хронической нехватки капитализации эти отрасли постепенно утрачивают всякие стандарты и деградируют до уровня, который значительно ниже того, что было достигнуто в советские времена. И это уже вопрос о смысле существования государства в очень практическом значении. Мы, конечно, можем претворяться и блефовать, утверждая, что Калныньшу только кажется, что он — лишь старый пьяница, который ничего не понимает в жизни и современном обществе. Что где-то в Брюсселе или Вашингтоне всегда найдутся нужные лекарства от всех наших болезней, поэтому думать своей головой — это чуть ли не смертный грех. Но от этого вопрос не становится менее сложным.
Наконец, это письмо заставляет задуматься о возможном расколе на крайне-правом политическом фланге. В лице Калныньша с нами говорит настоящий консервативный евроскептик и «государственник», который был бы готов на компромиссы с местными нелатышами, чтобы изменить геополитическую ориентацию страны во имя настоящего «суверенитета». Не зря это письмо одним из первых «ретвитнул» Нил Ушаков. При этом другая часть крайне-правого фланга считает своей главной задачей сохранение этнического разделения внутри страны, перевоспитание нелатышей и одновременно сохранение твердой прозападной геополитической ориентации, что подразумевает, например, поддержку евро. Но об этом — в следующий раз.
Источник — Satori.lv.
Перевод — Delfi.lv.
Также по теме: