«Складывается впечатление, что такому человеку вообще не стоит доверять никаких дел в большой политике»

Белорусский портал «Военно-политическое обозрение» опубликовал аналитический материал о том, что нынешний глава польского МИД Радослав Сикорски – «синоним провалов во внешней политике Польши».

Сейчас трудно найти такие двусторонние межгосударственные отношения с участием Польши, где бы у неё не было трудностей, проблем и откровенных провалов. Многие международные эксперты видят тому причиной исключительно маргинальную деятельность внешнеполитического ведомства, а конкретно – работу его руководителя. В Польше Министерство иностранных дел более пяти лет возглавляет скандальная и одиозная персона – Радослав Сикорски.

При его руководстве дипломатической службой внешняя политика страны стала ещё более сложной и запутанной. Результатом необдуманной и безответственной деятельности Сикорского стали враждебные отношения как с западными – Германией и Литвой, так и с восточными соседями – Россией и Белоруссией. Даже в отношениях с США, которые в глазах польского политика являются «верным и надежным» союзником, не всё так безоблачно и гладко, что вынуждает аналитиков более подробно исследовать результаты «ударной» пятилетки пана Радека.

«Гер-Мания преследования» пана министра

Польско-немецкие отношения характеризуются целым рядом взаимных претензий, которые не всегда видны стороннему наблюдателю. В сущности, история Польши в политике страны превратилась в действенное оружие для влияния на умы и мнения своих граждан. Пан Сикорски нередко прибегает к различного рода манипуляциям, стремясь дискредитировать деятельность своих оппонентов. Зачастую, в определении польской внешней политики в отношении ФРГ, или политики ЕС в целом, им используются шаблоны: «очередной раздел Речи Посполитой», «немцы нас снова оккупируют», «что в интересах Германии, то вредит интересам Польши» и так далее. Главе МИД вторят польские националисты, которые вообще считают, что глубокая интеграция Польши в ЕС приведёт к стиранию польской идентичности и к доминированию Германии.

Как результат враждебных заявлений Сикорского, политическим руководством ФРГ во главе с Ангелой Меркель активно поддерживается идея создания «Центра против изгнаний», который бы занимался вопросами территориальных приобретений Польши за счёт Германии после окончания Второй мировой войны и выселением с этих земель немцев. Создание подобного центра может серьёзно повредить двусторонним польско-немецким отношениям в будущем и станет главным идеологическим камнем преткновения.

Примером очередного провала Сикорского стало подписание соглашения о строительстве газопровода «Северный поток», который будет доставлять газ непосредственно из России в Германию в обход третьих стран, в том числе и Польши. Польша по сей день крайне негативно оценивает действия Германии в этом вопросе. На заседании специальной комиссии польского сейма по вопросам международной политики министр иностранных дел заявил, что соглашение с Россией заключено Германией через голову поляков и является экономически нерациональным. Но пан Радек забывает, что именно нестабильность внешнеполитических взаимоотношений с Польшей вынудила Германию заключить договор о газопроводе.

В сложившихся условиях трудно ожидать радикальных изменений в польско-немецких отношениях. До тех пор, пока Сикорски не изменит внешнеполитическую позицию в отношении Германии, общего улучшения в двухсторонних отношениях не ожидается.

Хроническая «русофобия» пана министра

Руководя дипломатической службой, Сикорски всячески старается разжечь затухающий конфликт с Россией. Пытаясь заработать политические баллы, министр постоянно поднимает вопросы гибели под Смоленском в результате авиакатастрофы президента Леха Качиньского и расстрела польских офицеров в Катыни. Кроме того, наблюдаются принципиальные расхождения Польши и России в оценке планов размещения элементов американской системы ПРО в Польше.

Как известно, господин Сикорски является одним из главных инициаторов «антироссийского блока» и поддерживает все инициативы и государства, проводящие подобную политику. Как и в отношении других стран, так и России, Сикорски не скупится на резкие высказывания. Так, говоря о слабеющем Западе, пан Радек постоянно высказывает обеспокоенность превращением Москвы в новый центр влияния в Европе и заявляет, что поляки останутся в Евросоюзе и не поддадутся влиянию Кремля.

В последнее время министр лицемерно выражает недоумение по поводу возможного размещения в граничащей Калининградской области ОТРК «Искандер». Следует напомнить, что политические игры по созданию элементов ПРО на польской территории, проходившие не без участия главы МИД, могут привести именно к таким ответным шагам России.

Сикорски регулярно «заражает» вирусом русофобства польские средства массовой информации, которые в свою очередь злобно атакуют всё, что так или иначе связано с Россией. Некоторые из них договариваются до того, что обвиняют Россию в организации теракта против президента Польши, погибшего в 2010 году под Смоленском. Другие обвиняют патриарха Кирилла в сотрудничестве с КГБ, иные приклеивают «Газпрому» ярлык «преступника с большой дороги». Как говорится, больной фантазии им не занимать.

Следует отметить, что антироссийская политика, проводимая Сикорским, невыгодна не только Польше и России, но и ЕС в целом. Если учитывать тёмное прошлое афганского моджахеда Сикорского и очевидную взаимосвязь его со спецслужбами США, становится понятно, в чьих интересах постоянно поддерживается конфронтация между государствами.

Обет молчания пана министра

В последнее время польско-литовские отношения находятся в тупике, и, похоже, ничто не позволяет надеяться, что в ближайшее время они улучшатся. Пан Сикорски не стесняется делать малодипломатичные заявления о том, что в отношениях с Литвой он рассчитывает на смену действующего правительства. По меньшей мере, это звучит не корректно из уст главы МИД, тем более, когда высказывание адресовано государству-партнеру по ЕС и НАТО.

Ранее между государствами возник спор по вопросам написания фамилий польского нацменьшинства. Польша настаивала на сохранении своего варианта. Эта проблема должна была регулироваться отдельным соглашением, которое по сей день не только не подписано, но даже проект его не составлен. Польская сторона с некоторого времени вообще не произносит об этом соглашении ни слова (не говоря уже о том, чтобы самой подготовить его), а добивается от Литвы одностороннего урегулирования вопроса.

Кроме того, следует вспомнить ещё один предмет польско-литовского конфликта, раздутого внешнеполитическим ведомством Польши – реформу литовской системы школьного образования. Данная реформа предусматривает преподавание на литовском языке в школах национальных меньшинств, в том числе и в польских (школ польского меньшинства в Литве около 120), таких предметов, как история и география Литвы, а также гражданское воспитание. До сих пор они изучались по-польски. В самой Польше в предназначенных для меньшинств школах аналогичные предметы также изучаются по-польски, то есть действия ассиметричны.

Одновременно реформа в Литве предполагает ликвидацию некоторых малых школ, где не хватает учащихся; среди них – и часть польских школ. В Польше по экономическим соображениям самые малочисленные из школ тоже ликвидируются, и аналогично Литве, против этого протестуют учителя и родители школьников. С той только разницей, что при ликвидации школ в Польше никаких межнациональных проблем не возникает, а протесты родителей и учителей не получают поддержки официального Вильнюса. Таким образом, Литва понимает, что такое отсутствие бюджета, а Варшава видит только угнетение поляков.

Такие действия польского правительства были восприняты литовской общественностью однозначно как наглое, вызывающее, не соответствующее праву и международным обычаям вмешательство во внутренние дела Литвы. Разумеется, такая агрессивная протекция ничуть не помогла полякам в Литве, наоборот еще сильнее настроила литовскую общественность против Польши. Порой ситуация накалялась настолько, что польский министр иностранных дел не разговаривал со своими коллегами из Литвы даже на многосторонних встречах. Что касается двусторонних отношений, то ситуация была ещё хуже: литовские представители порой с трудом договаривались с высокопоставленными польскими политиками.

Очевидно, что литовцы ещё раз получили подтверждение того, что Польша, в лице Сикорского, воспринимает их как «ближнее зарубежье», где лично пан министр имеет какие-то права и поэтому претензии может выдвигать необоснованные.

Политическая импотенция пана министра

Если рассматривать двусторонние отношения Польши и Белоруссии, становится ясно, что между государствами существует много серьёзных противоречий, но всё же их можно было бы давно преодолеть при наличии доброй воли. Но этой воли нет, и отсутствием её белорусы и поляки обязаны Радославу Сикорскому.

В деятельности внешнеполитического ведомства Польши постоянно просматривается враждебность и желание на правах старшего брата указывать руководству Белоруссии, что и как делать. Польская сторона упорно отказывается признавать внутригосударственные политические реалии.

При финансовой поддержке МИД РП с польской территории организовано вещание на Белоруссию телеканала «Белсат» и «Радыё Рацыи». Кроме того, продолжает действовать программа Калиновского, на основании которой в польские вузы принимаются молодые белорусы, стремящиеся различными путями увильнуть от службы в армии.

Следует упомянуть, что Сикорски активно поддерживает предложения о введении санкций в отношении белорусских официальных лиц. Под патронажем МИД в Варшаве часто проходят конференции доноров «белорусской демократии», деятельность которых направлена на организацию государственного переворота в стране.

Сложность отношений отразилась и на ситуации с введением в действие соглашения о малом приграничном движении. В июне 2011 года белорусская сторона признала, что все процедуры по ратификации этого документа завершены. Однако, в связи с применением Польшей политики санкций в отношении Белоруссии, договор в действие не вступил.

С осени 2011 года белорусско-польский диалог скатился к заурядной перепалке, к которой использовались любые поводы, будь то перемещение белорусского культурного центра из Белостока в Варшаву или финансирование съёмок в Польше фильма белорусского «политпризывника» Франака Вячорки «Жыве Беларусь» с явно антигосударственным подтекстом.

Не произошло и сближения в рамках программ «Восточное партнёрство». Более того, его варшавский саммит в сентябре 2011 года ознаменовался провалом: белорусская сторона отказалась от участия.

Следует упомянуть, что Сикорскиго давно считают запевалой антибелорусской политики в Польше и ЕС. По его непосредственной указке осуществляется финансирование не только белорусской оппозиции, но и «боевиков», деятельность которых будет направляться на нарушение стабильности в соседнем государстве.

Следует упомянуть и недавнее заявление пана Радека о том, что последние совместные учения России и Белоруссии «Запад-2009» и «Щит Союза-2011» были именно провокационными в отношении Польши, и поэтому Войско Польское должно готовиться к худшему, то есть, к войне. При этом глава дипломатического ведомства не скрывал, что вооруженные силы его страны в этом году примут участие в не менее чем 10 крупномасштабных маневрах НАТО, которые пройдут на территории Польши.

В целом, ни одна из проблем, накопившихся в двусторонних отношениях, за время деятельности пана Сикорского решена не была. Политический диалог остается в замороженном состоянии и каких-либо конструктивных предложений от главы польской дипломатии ждать не приходится. Только отставка министра могла бы способствовать возрождению доверительных отношений между Польшей и Белоруссией.

Фактически, Польша имеет натянутые отношения со всеми своими соседями. И вызвано это бездарными действиями польского МИДа. Иногда складывается впечатление, что такому человеку, как Сикорски, вообще не стоит доверять никаких дел в большой политике.

Рассматривая итоги дипломатической деятельности пана Сикорского, напрашивается вывод, что все его усилия направлены не на развитие партнёрских отношений с соседними государствами в интересах польского народа, а на удовлетворение его политических амбиций. Раскручивая различные популистские темы, пан министр стремится заработать дополнительные рейтинговые очки в глазах избирателей. Благополучие простого поляка, общества и государства его мало волнует.


Источник — «Военно-политическое обозрение»