Глава Бюро по защите конституции (БЗК) Латвии генерал Янис Кажоциньш в эфире латвийского радио поделился имеющейся у него оперативной информацией, видимо, полученной в результате чтения его сотрудниками интернета, что «кто-то» пытается через дискуссии об автономии Латгальского края добиться развития там ситуации по югоосетинскому и абхазскому сценарию. Но этого не выйдет, грозно сказал генерал.
Действительно, поддержим Кажоциньша. Ни одна сила, даже Госдеп США, не сумеет добиться отделения Латгалии от Латвии. Но не из-за усилий БЗК, чьи сотрудники прославились представлением в качестве «оперативной» информации сведений, полученных ими из чтения интернета, а исходя из реалий. Реалий, которые генерал Кажоциньш, проведший большую часть своей жизни вне Латвии, видимо, не знает.
Начнём с того, что большая часть латгальской элиты, преимущественно с советских времён, проживает и работает в Риге, занимая в столице Латвии весьма прочные позиции. При этом у многих есть дома в сельской местности Латгалии, куда они выезжают на выходные и праздники. Так что, латгальская элита будет добиваться отделения своих городских квартир от своих загородных домов?
Хотя, конечно, если генерал Кажоциньш намерен бороться с обсуждением латгальской темы, взяв пример с действий Тбилиси в 1992 и 2008-х годов, а именно отправив в Латгалию войска, и нанося удары из реактивных установок по Даугавпилсу и Резекне, то, конечно, всё возможно. Это допущение из области фантастики я намеренно привожу, чтобы показать несостоятельность сравнений латгальской ситуации с югоосетинской и абхазской.
Но главное всё же иное. Латгалы, любя свой язык и свой край, ощущают себя неотъемлемой частью Латвии, создателями этого государства, людьми, которые работали на благо страны как в период первой республики (1918 — 1934 гг.), диктатуры Карлиса Ульманиса (1934-1940), второй республики (1940 – 1991 гг.), так и во времена третьей республики, то есть в наши дни. Латгалы плечом к плечу с латышами, русскими, евреями в составе латышской дивизии советской армии освобождали Латвию от фашистской оккупации.
По убеждению как моему, так и очень многих, латгальский язык является самостоятельным языком, а не диалектом латышского. Но статус латгальского как ещё одного государственного языка, на котором можно было бы выступать в Сейме, не боясь нарваться на замечание спикера с огненной гривой, не имеет никакого отношения к каким-либо сепаратистским тенденциям, которые мерещатся Янису Кажоциньшу.
Источник — «Riga.Rosvesty.ru».