Если в Литве кто и сохранил глубоко в памяти имя Сталина, так это те, кто испытал на себе террор и репрессии, утверждает литовский историк и парламентарий Арвидас Анушаускас. По его словам, до сих пор в стране живёт порядка 60 000 таких людей, и говорить о какой-либо ностальгии в отношении советского прошлого вряд ли приходится. Более того, по мнению Анушаускаса, в литовском обществе удалось сформировать неприятие к любого рода тоталитарным режимам. Что касается внимания, уделяемого Сталину в России, то историк называет это реваншизмом.
О сталинском режиме хорошо помнят его жертвы
«О симпатиях в отношении Сталина мы можем говорить лишь в отношении определённой, очень малой части общества, которая была связана с коммунистическим режимом и представители которой были руководителями (сейчас пенсионеры), сотрудниками репрессивных структур (тоже сейчас пенсионеры)», — утверждает литовский парламентарий, бывший глава комитета Сейма по национальной безопасности и обороне, а также известный историк Арвидас Анушаускас.
Он полагает, что по советскому прошлому могут тосковать лишь те, кто был тогда молод, однако такая ностальгия с политикой не связана. Кто же действительно хорошо помнит о событиях того времени, так это люди, пострадавшие от террора и репрессий.
«Для определённой части общества свойственна ностальгия, но она не связана с политикой режима, террором, — говорит он. — Чаще всего она связана с воспоминаниями молодости. Но если говорить о тех, для кого те времена очень глубоко врезались в память, то это люди, ставшие жертвами террора и репрессий. Таких людей, прямо испытавших на себе террор (без тех, кто пережил этот период времени), до сих пор в Литве порядка 60 000 человек. У них эту память действительно не отнять».
Историк подчеркивает, что люди, пострадавшие от сталинского террора, не только высылались, подвергались репрессиям, но всю последующую жизнь испытывали на себе все «прелести» тоталитарной машины. «Хочу подчеркнуть, что они стали жертвами, преследовались не только в ссылке, но и по возвращению, когда долгие десятилетия не могли устроиться на работу, получить образование и т.д., в их памяти это время оставило особенно глубокий след», — отмечает Анушаускас.
Литва не приемлет тоталитарные режимы
Если говорить об исторической памяти в целом, то она очень важна, убеждён собеседник Delfi. Литва является демократическим государством и не приемлет любые тоталитарные режимы и их методы. «Мы это отметаем, и, без сомнения, если обществ воспитывается в соответствии с демократическими традициями (и учение об истории с этим связано), то говорить о каком-либо ностальгическом взгляде на советский, и тем более сталинский режим, точно не приходится», — отметил он в разговоре с Delfi.
Анушаускас согласен с утверждением, что в Литве обществу и молодому поколению, в частности, удалось привить неприятие к тоталитарным режимам. Кроме того, он уверен, что и «среди старшего поколения, которое видело советский режим и все его гримасы, удалось сформировать несколько иной взгляд на это прошлое».
«В качестве примера: близким людей, которые были связаны с режимом, стыдно, когда фамилии, лица их близких, занимавших высокие управленческие посты, оказываются на выставках, где говорится о советском терроре. Я с этим сталкивался, когда подходили люди и просили вычеркнуть фамилии давно умерших близких или убрать с выставки их фотографии, поскольку они занимали эти должности. Я спрашиваю, почему, они говорят: нам стыдно», — делится опытом Анушаускас.
Иными словами, «сталинобусы», что можно увидеть на улицах городов России, в Литве невозможны? На это историк сказал, что Сталин в Литве находится в Грутском парке. Но при этом он отметил, что этот парк является несколько упрощённым взглядом на формирование исторической памяти.
«Для меня Грутский парк – большей частью лишь развлечение, а историческая память формируется несколько иначе, иными методами. Основным моментом всё же является то, чтобы люди поняли: демократия — куда лучший способ управления и способ нашего существования в общем. Демократия намного лучше какого-либо авторитаризма или тоталитаризма, которые приносят лишь ограничения, нарушают права человека и т.д», — считает Анушаускас.
В России и Белоруссии – реваншизм
В соседней Белоруссии есть комплекс под названием «Линия Сталина». Линию Сталина пытаются восстановить и в Псковской области России, а по улицам российских городов ездят так называемые «сталинобусы», Волгоград призывают переименовать в Сталинград, а не так давно обсуждалась роль советского диктатора как «эффективного менеджера». Один российский журналист отметил, что 20 лет назад ни одна серьёзная российская газета даже не вспомнила об этой дате, между тем сегодня мы видим обратное. Анушаускас называет это «реваншизмом».
«Когда мы говорим о тоталитарных режимах, народы (которые прошли через них. – Delfi) так или иначе в определенные этапы переживают такие вещи, — говорит он. – Немцы в своё время также переживали, а в России и Белоруссии, я думаю, есть люди, которые стремятся реализовать именно эти реваншистские установки и применить их к нынешнему дню, искажая их истинное содержание, скрывая или игнорируя часть исторических фактов, пытаясь обелить режим и его руководителей».
Такое отношение к историческому прошлому, по словам историка и политика, не содействует формированию отношений между сторонами на демократических основах и взаимном уважении.
Источник — «Delfi.lt».