В последние годы Польша проводит активную политику по распространению и закреплению своего влияния в регионе Балтийского моря. По мнению польского военно-политического руководства, консолидация стран этого региона в различных сферах позволит создать существенную силу по противодействию возрастающей мощи Российской Федерации.
Однако, как считает Варшава, в этой стратегической игре существенной преградой в реализации польских планов является Литва из-за её стремления проводить собственную политику и выступать в качестве лидера прибалтийских государств. Поэтому и неудивительно, что с недавнего времени в Польше всё сильнее стала озвучиваться озабоченность по поводу политической и экономической независимости Литвы от Латвии и Эстонии.
О том, насколько серьёзно Варшава воспринимает создание «Балтийского протектората», свидетельствуют многочисленные встречи и консультации на высшем уровне между Польшей, Латвией и Эстонией. При этом все эти контакты осуществляются, согласно принятому документу «Приоритеты польской заграничной политики на 2012-2016 года», в котором Латвии и Эстонии отводится приоритетная роль с перспективой вступления в состав так называемой «Вышеградской группы» (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия).
Литовская же республика рассматривается, как второстепенное направление польской политики в Балтийском регионе. Это связано с тем, что польско-литовские отношения, по-прежнему, остаются напряжёнными, и не одна из сторон не желает идти на уступки и компромиссы.
Хотя официальный Вильнюс сделал ряд шагов по возобновлению конструктивного диалога с Польшей, в частности, в феврале текущего года состоялись визиты министра иностранных дел и главы правительства Литвы в Варшаву, в ходе которых обсуждались политические и экономические вопросы сотрудничества и пути разрешения имеющихся противоречий. Однако эксперты сомневаются, что компромисс будет достигнут. Во всяком случае, пока главой внешнеполитического ведомства Польши является Радослав Сикорски, реализующий «генеральную линию» правящей партии, куда входят также президент Бронислав Коморовски и премьер-министр Дональд Туск.
По заявлению польского министра иностранных дел, все литовские инициативы являются «фальшивыми и недейственными, поэтому мы ждём практических шагов; если они последуют – отношения улучшатся». Сикорски также позволил себе дать рекомендации литовской стороне, как управлять ей своей страной. Следуя его указаниям, литовцы должны отказаться от строительства газового терминала в Клайпеде в пользу подключения к газовой сети Польши.
Естественно, очередной польский ультиматум вызвал ответную реакцию Литвы, которая сочла высказывания главы внешнеполитического ведомства Польши попыткой вмешаться во внутренние дела суверенного государства.
Большинство экспертов согласны с тем, что вопрос распространения польских интересов на Латвию и Эстонию с одновременной изоляцией Литвы с недавних пор стал негативно влиять на состояние региональной безопасности. Многое указывает на то, что в перспективе данная изоляция возможна. Это связанно с тем, что позиции литовского государства не всегда находят поддержку со стороны соседних прибалтийских государств, а именно в споре о введении ротационного принципа размещения миссии Североатлантического альянса по патрулированию воздушного пространства стран Балтии. Данный вопрос стал камнем преткновения в отношениях между Литвой, с одной стороны, и Эстонией, Латвией и Польшей, – с другой.
Этой ситуацией мгновенно воспользовалась польская сторона. Так, в конце февраля текущего года в Варшаве состоялась встреча министра национальной обороны Томаша Семоняка с эстонским коллегой Урмасом Рейнсалу. Польша поддержала инициативу Эстонии о переносе места дислокации миссии НАТО по патрулированию воздушного пространства стран Балтии с литовской авиабазы Зокняй на эстонскую Эмари.
К этому стоит добавить, что была достигнута договорённость о проведении в Эстонии совместного с Польшей тактического учения ВВС «Spring Storm». Кроме того, в ходе встречи министры обороны подписали договор «О двухстороннем военном сотрудничестве на 2013-2015 годы», согласно которому определены направления развития отношений в военной сфере между странами. В частности, стороны обязуются осуществлять совместные мероприятия в области военного планирования, по защите в киберпространстве, проведению военных учений, обмену визитами боевых кораблей и самолетов, тыловому обеспечению и подготовке военных кадров.
Успехи польско-эстонского военного сотрудничества послужили развитию интеграции и в других областях. 11 марта состоялся визит главы правительства Польши Дональда Туска в Таллин, где он встретился с президентом и премьер-министром Эстонии. В ходе однодневного визита были обсуждены вопросы двухстороннего сотрудничества в сфере транспорта, энергетики и военной безопасности. При этом упор на дальнейшее развитие отношений делался без привлечения литовской стороны.
Как считают польские политологи и эксперты, возможная политическая и экономическая изоляция Литвы, поддержанная Латвией и Эстонией, позволит сделать литовское руководство более сговорчивым и покладистым в вопросах, касающихся продвижения интересов Польши в регионе. Кроме того, это создаст условия, чтобы отстаивать позиции Варшавы в вопросах расширения прав польских национальных меньшинств в Литве.
Источник — «Военно-политическое обозрение».