«Без понимания так называемыми русскоязычными о преступлениях Сталина и всей советской власти в Латвии серьёзное согласие невозможно»

Так считает латышский публицист Атис Климовичс, автор книги «Персональная Латвия. История двадцатого века».

Для того чтобы можно было надеяться на невозвращение призраков прошлого, с ними нужно свести счёты, однако во многих странах это даётся не легко. В том числе и в Латвии, где законодатели, кажется, не собираются в скором времени рассматривать запрет на нацистскую и коммунистическую символику. Мягко говоря, такое промедление, инициатива о котором исходила от Партии реформ, непонятно. Что мешает, наконец, поставить точку под демонстрацией советской символики в независимой Латвии, как этого требует время? 

Нужно разобраться со своим отношением к важным событиям, которые являются значимыми для большой части мира. Это ответ современной Латвии двум тоталитарным режимам, в губительных объятиях которых когда-то оказались жители нашей страны. Если никому не приходит в голову усомниться в аморальности демонстрации нацистской символики, то почему такое же отношение мы не развили к атрибутам советской власти?

Ясная позиция имеет большие преимущества, и никто не должен оставаться в неведении о том, что в Латвии между двумя режимами – Гитлера и Сталина — поставлен знак равенства. Если президент государства посоветовал воевавшим по обе стороны закопать топоры давней войны, то будет только нормально пойти ещё дальше, и главе латвийского государства следовало бы призвать умных парламентариев поспешить с принятием соответствующего закона.

Жителям страны, независимо от их родного языка, необходимо обеспечить более широкие возможности для ознакомления с документальными свидетельствами совершенных советским режимом преступлений. Можно упрекать человека русской национальности в непонимании причинённого Латвии вреда, однако ясно, что большая часть русскоязычных не сможет прочесть на латышском языке, к примеру, «На берегу реки Вель» Мелании Ванаги. Может быть, эти люди не узнают, что женщин с детьми – отдельно от отцов — везли в вагонах для скота. 

И так и не узнают скорбное повествование Ванаги о том, что многие маленькие «преступники» очень скоро умирали. Когда звучат призывы к взаимопониманию, необходимо помнить, что оно должно быть обоюдным. Сейчас шаг навстречу, скорее, ожидается со стороны так называемых русскоязычных. Скажем честно, без понимания о преступлениях Сталина и всей советской власти в Латвии серьёзное согласие здесь невозможно. Одно дело – поминание непосредственных участников войны и совсем другое – наша оценка преступных режимов прошлого. 

Что касается того, в какой мере возможно сближение очень разных мнений, то для оптимизма места немного. Стоит прислушаться к высказанному депутатом Европейского парламента Инесе Вайдере сожалению по поводу того, что Россия после развала СССР так и не смогла оценить преступления тоталитарного коммунистического режима. 

Преступников НКВД нужно судить, как и ряд высших должностных лиц СССР. Вместо этого в России, к примеру, выражено желание восстановить название Сталинград для Волгограда. Следует согласиться с депутатом, что такое отношение, словно плевок в лицо граждан Латвии и других государств, которые были убиты в советских концентрационных лагерях или испортили там своё здоровье. Россия как правопреемник Советского Союза обязана это компенсировать точно так же, как это было сделано в отношении узников нацистских лагерей.


ИсточникDiena

ПереводИноСМИ

От «NewsBalt». Автор данной статьи — Атис Климовичс (Atis Klimovičs) — обозреватель национальной газеты «Diena», главным редактором которой — с 1992 по 2008 год — была нынешний кандидат в мэры Риги от правящей партии «Единство» Сармите Элерте. Журналист Климовичс побывал в горячих точках, в том числе в Афганистане, Египте, Ливии. Автор книги «Персональная Латвия. История двадцатого века», которые латышские критики назвали «памятником человеческой выносливости». Климовичс является последовательным противником российской власти. Одно из его высказываний: «События в России подтверждают, что никогда не бывает так плохо, что не могут наступить еще более мрачные времена».