Карта Европы, а на ней обозначены Катынь и Смоленск. Рядом подпись: «Убийство польских офицеров в 1940 году. Смерть президента Леха Качиньского в вероятном покушении в 2010 году». Такую информацию можно найти в познавательной мозаике, предназначенной для детей школьного возраста. На коробке указано, что она рекомендована учителями географии и истории.
Мозаику, которую можно купить в книжных магазинах, выпустило издательство «Edu mal». «Комиссия парламента под руководством Антония Мачеревича уже предоставила исчерпывающее количество доказательств, чтобы утверждать, что это было покушение. В целях общенародного блага, в познавательной мозаике я стараюсь вставлять правдивую и проверенную информацию», — говорит Томаш Малек, хозяин издательства.
Тем временем телеканал Tvp.info цитирует маму девятилетнего мальчика: «Мы думали, что это обычный пазл. Когда муж увидел, что сложил сын и что кроется в этой мозаике – просто остолбенел». Мозаику «Европа» она купила в начале апреля в Варшаве на ярмарке католической книги за 50 злотых.
Это вторая версия мозаики. В первой рядом со Смоленском была заметка о смерти президента в «необъяснимой катастрофе». Томаш Малек объяснил разную подачу так: «Первый выпуск был создан в 2010 году, через полгода после катастрофы. Тогда причины были неизвестны. Вторая версия вышла в 2011 году. Тогда информация о покушении уже «была известна всем».
Яцек Станишевски, учитель истории в Институте образовательных исследований, комментируя игру, заявил следующее: «Карта навязывает мнение о том, что вечным врагом Польши является Россия; когда-то производился такой же материал, только касательно событий, связанных с польско-немецкими отношениями. Это вредно и не имеет никаких познавательных ценностей».
Подобное мнение имеет Анджей Завистовски, директор Бюро народного образования института национальной памяти: «Подбор событий на этой карте не понятен. Не понимаю сущности. Эта карта, что – должна показать борьбу поляков за независимость? Или мучения польского народа? Не получается ни того, ни другого. Нет никаких событий этого периода в генеральном губернаторстве, то есть, нет преступления гитлеровского режима. Но даже если говорить о русофобии, то и здесь можно с лихвой перечислить 10 событий, которых не хватает».
По делу описания катастрофы в Смоленске Завистовски говорит: «Нельзя мешать у детей в голове. На карте не должно быть комментариев типа «смерть президента Леха Качиньского в вероятном покушении». Это тема сегодняшних споров, но не факт».
Пазлы о Смоленской катастрофе. Фото: Gazeta.pl.
Малек в свою очередь добавил, что если говорить о сущности вопроса Смоленской трагедии, то «я охотно осветил бы ещё несколько аспектов»: «Например, доказательства, которые странным образом обходят стороной. Хотя бы обнаружение тротила на борту, то, что у жертв был разрыв легких, который наступает только при взрыве. Фюзеляж самолёта, разорванный наружу, что произойти могло исключительно при взрыве».
На вопрос, должны ли дети быть вовлечены в политические споры, касающиеся Смоленской катастрофы, Малек отвечает: «Версия Анодиной и Миллера так скомпрометирована, что мне было бы стыдно сообщать такие бредни польским детям. Речь идёт о том, что нашим польским детям нужно знать, в каком мире они живут. Чтобы они не совершали ошибок, как 70% поляков, которые поддерживают обманщиков — правителей Польши».
Социолог Иренеуш Кшеминьски, комментируя тему мозаики, говорит: «Это переходит границу свободы слова, это противостояние государству в форме, которая должна эту страну заинтересовать».
Профессор Ирена Поспишыл, детский психолог, подчеркивает, что «нельзя печатать информацию, небезопасную для ребёнка, а эта мозаика направлена на манипулирование мнением ребёнка, который знает только то, что слышит, и, вероятнее всего, будет укреплён мнением взрослых». «Это манипулирование ребёнком. Ребёнок после 7 лет жизни в состоянии принять информацию, которая не требует абстрактного мышления. Эта ситуация неприемлема по трем причинам – потому что создает чувство опасности, потому что манипулирует мнением ребёнка и потому, что происходит это при помощи вопроса, не имеющего окончательного решения», — считает Поспишыл.
Как написано на странице вроцлавского издательства, «непосредственным поводом создания фирмы была необходимость производства познавательных игрушек, которые помогут в обучении детей географии и истории». Владелец добавляет: «Благодаря высокой оценке данного проекта учителями начальных школ и гимназий, мы нашли финансовую поддержку из средств Евросоюза. Я бы безработным, получил дотацию на создание фирмы».
Министерство образования Польши не комментирует вопрос: «Мы допускаем учебники для школ, а дидактическую помощь учителя сами подбирают согласно своим предпочтениям».
Под городом Смоленском написано: «Убийство польских офицеров в 1940 году. Смерть президента Леха Качиньского в вероятном покушении в 2010 году».
А вот разговор журналиста с Томашем Малеком, шефом издательства «Edu Mal».
— Вы знаете, каковы причины смоленской катастрофы?
— Конечно, знаю! Комиссия Антония Мачеревича определила эти причины, там просто был взрыв. А доказательств этому нет числа. Эта комиссия привлекла многих ученых из разных отраслей науки, которые определили, что это был взрыв. Они доказали это, насколько могли, потому что все доказательства находятся в России. Если это был взрыв, то, скорее всего – покушение. Поэтому в мозаике «Европа» я написал «вероятное покушение».
— А что установила комиссия Ежи Миллера?
— Повторенную за Анодиной (Татьяна Анодина — председатель Межгосударственного авиационного комитета России. — «NewsBalt») чушь, которая ведь совершенно невообразима.
— Вы по образованию?..
— Художник, а по призванию историк.
— И вы можете оценивать, что является доказательством, а что чушью в причинах Смоленской катастрофы?
— Нет, я опираюсь на том, что говорят учёные, а не какие-то пропагандисты из комиссии Миллера.
— Там нет специалистов по исследованию катастроф?
— Нет! А если есть, то ими манипулируют.
— А в команде Мачеревича?
— Есть.
— Эксперты по исследованию воздушных катастроф?
— Да.
— Какие катастрофы они исследовали? Например, профессор Веслав Биненда?
— Ну так уж точно я не знаю.
— Профессор Биненда является специалистом по микроструктуре и композитным материалам.
— Ну да, именно. Он специализируется на микроструктурах и мог определить, что произошел взрыв. Он не сказал, что это было покушение, а только о том, что был взрыв.
— Профессор Биненда сказал, что крыло самолёта не могло сломаться при столкновении с березой.
— Конечно, не могло! Послушайте…
— Так кто же сломал эту берёзу?
— Ну, уж точно она не была сломана этим самолётом. Русские её придумали и создали себе алиби. И именно так это выглядело. Рядом стояли более высокие деревья, и они не были вырваны. Ну и что?!
— Профессор Казимеж Новачик, этот физик, окончивший Гданьский университет, работал в Центре флуоресцентной спектроскопии, никогда не исследовал авиакатастроф.
— Я прошу меня извинить, но я не могу больше разговаривать, у меня тут телевидение…
— Вы верите в покушение?
— Безусловно! Даже бесспорно!
Источник — «Gazeta Wyborcza».