Лидер латвийской партии «За родной язык!» Владимир Линдерман в интервью Regnum рассказал о национальных особенностях политической борьбы накануне муниципальных выборов.
— Владимир Ильич, в Латвии возглавляемую Вами партию «За родной язык!» обвиняют в связях с Москвой. Как Вы к этому относитесь?
— Меня в этих связях обвиняли всегда, так что я привык. Новизна ситуации состоит в том, что обвинения предъявляют теперь уже не только латышские националисты, но и умеренная русская оппозиция. На днях по Первому Балтийскому каналу, который является рупором партии «Центр согласия», на нас обрушились именно за это — за контакты с Москвой. Показали моего заместителя Иллариона Гирса рядом с Модестом Колеровым: смотрите, Гирс сидит за одним столом с человеком, которому — о, ужас! — запрещён въезд в Латвию!
— Неужели контакты с Москвой являются преступлением в глазах русских жителей Латвии?
— Конечно, нет. Наоборот — это, скорее, плюс. Но тут нужно трезво понимать, на кого рассчитаны такие «поливы». Они рассчитаны на ту часть русских, которые надеются, что проблема национальной дискриминации рассосётся сама собой, без борьбы. И мэр Ушаков для них — образцовый лидер, он действует на таких людей как успокоительное: никаких конфликтов, никакой политики, занимаемся только хозяйственными вопросами, спите спокойно… А тут эти отчаянные Линдерман, Осипов, Гирс — парни-то они хорошие, смелые, не зря их власть ненавидит… но ведь они втягивают нас в конфликт! Вот и в Москве уже союзников нашли, ой, как бы чего не вышло!.. Так рассуждают многие. Многие, но не все. И мы рассчитываем на тех, кто понимает вечную истину: без борьбы нет победы.
— Не происходит ли таким образом раскол русского электората?
— Происходит естественное политическое размежевание. Мы, кстати, это размежевание не форсировали, мы считали, что на этих муниципальных выборах лучше было бы выступить вместе. В феврале обратились к руководству ЦС с предложением создать общий список на выборах в Рижскую думу. Предложение было предельно корректным: 53 места в списке — «Центр согласия» с их сателлитом «Честь служить Риге», 10 мест — «За родной язык!». Но ЦС наше предложение отверг, сопроводив отказ бредовыми обвинениями в наш адрес.
— Деятельность партии «За родной язык!» направлена на защиту прав и интересов русских жителей Латвии. Эта задача реализуема на муниципальном уровне?
— В полном объёме, конечно, нет. Но лгут те, кто говорят, что органы самоуправления вообще никак не могут повлиять на проблему межнациональных отношений. Возьмём самый болезненный для русских вопрос — образование детей. Кто утверждает язык обучения в школе и детском саду? Городская дума. Кто утверждает на должности и смещает директоров школ и детских садов? Городская дума. Уже этих двух административных рычагов достаточно, чтобы влиять на языковую политику в сфере образования. Тем более, это важно сейчас, когда радикальные националисты проталкивает через парламент поправки к закону об образовании. Суть поправок — полная и окончательная ликвидация русских детских садов.
Я не считаю мэра Риги Ушакова агентом националистов. Однако мы видим странную динамику. За те четыре года, что он является мэром, новых латышских групп в детских садах открыто в три раза больше, чем русских. При том, что для 55-60% рижан родной язык — русский. Это политика «тихой» ассимиляции, которую мы намерены прекратить. Никто, кроме нас, этим заниматься не будет. Поэтому мы должны участвовать в муниципальных выборах.
— Как вы оцениваете деятельность Конгресса неграждан? И в частности, выборы в Парламент непредставленных, которые уже начались в интернете?
— Сейчас невозможно точно сказать, станет ли Парламент непредставленных эффективным инструментом борьбы с этнократией или банальной говорильней. Зависит от того, кого изберут: бойцов или болтунов.
Источник — Regnum