У нашей Риги есть замечательные перспективы стать процветающим европейским городом, центром торговли, финансов, коммуникаций и информационных технологий. Но такие перспективы могут реализоваться только при одном условии – Рига должна стать более самостоятельным городом, свободной экономической зоной.
В Латвии сложилась порочная система, когда, фактически, за подачки правящая этнократия обслуживает интересы западных корпораций. Такая практика не позволяет и Риге полноценно реализовывать свой гигантский потенциал. А что такой потенциал у города есть, подтверждается всей его историей. Рига была третьим по величине бриллиантом в короне Российской Империи и важнейшим экономическим центром, городом-витриной в составе СССР. Однако с выбором властями курса, не отвечающего собственным экономическим интересам, Рига стала постепенно увядать и со временем превратилась в заштатный провинциальный городок.
Есть ли шанс у Риги вернуть былое величие? Безусловно, есть. Для этого остались все предпосылки – интернациональное население, способное работать с перспективными внешними рынками, развитая инфраструктура, которую можно быстро восстановить, выгодное географическое положение и квалифицированные кадры, включая тех, кто может вернуться. Но чтобы реализовать этот потенциал, необходимо кaрдинально изменить политику.
В конкретной политической ситуации, сложившейся сейчас в Латвии, Рига может вырваться из тисков этнократизма только одним способом – добиться особого статуса. Это должен быть статус близкий к автономии, с упором на экономическую самостоятельность и национально-культурную специфику. Этот статус должен позволять городу принимать собственные законодательные акты по целому кругу вопросов – экономических, внешнеторговых, образовательных, иммиграционных и ряда других. Полномочия комитетов и департаментов Рижской Думы должны быть существенно расширены.
Новое рижское законодательство могло бы устанавливать облегченные процедуры таможенной очистки грузов, особый налоговый режим, льготные условия для международной банковской деятельности. Въезд в Ригу с деловыми целями и для туристов должен стать безвизовым.
Другой пакет законов мог бы регламентировать особенности языковой политики и определять стандарты образования. Поскольку более половины жителей города считают своим родным языком – русский, то он должен стать в городе официальным. Это, кстати, полностью соответствует правилам Евросоюза, касающихся прав национальных меньшинств. На русском будут говорить во всех государственных учреждениях города, включая Рижскую думу. На двух языках должен будет вестись документооборот. Это особенно важно для улучшения делового климата.
Для того чтобы все жители города чувствовали себя комфортно, и двуязычие прочно укоренилось на всех уровнях, в школах станут преподавать предметы на паритетной основе, например, если в русских школах 50% предметов преподается на латышском языке, то и в латышских школах 50% предметов должно преподаваться на русском. Конечно, величина процента таких предметов будет являться темой для будущего обсуждения у рижан — 50%, или 20%, или даже 0%, ограничившись только уроками русского и латышского языка. Но принцип паритета должен стать законом для всеобщего блага и повышения конкурентоспособности на рынке труда будущих выпускников. В перспективе необходимо будет открыть русские отделения и организовать русские потоки в существующих высших учебных заведениях города, а также создать крупнейший в Прибалтике Славянский университет. Лучшие предпринимательские, научные и технические кадры из-за рубежа будут стремиться в Ригу.
В будущем все жители, постоянно проживающие на территории города, должны получить право голосовать на муниципальных выборах, невзирая на их гражданство. Такой порядок голосования должен быть определен внутренним актом Риги, что будет соответствовать Европейской конвенции о выборах в самоуправления.
Это конечно только краткий набросок тех мер, которые можно предпринять для повышения привлекательности Риги как международного делового центра. Но даже внедрение всего перечисленного позволит городу совершить мощный экономический рывок. Это сразу же приведет к дополнительным инвестициям, прежде всего из России, но также возможно, Казахстана и Китая. Начнется возрождение промышленности и рост банковского сектора. Отсутствие конфронтации между общинами и как следствие нормализация отношений с Россией позволит возобновить транзит грузов с востока в полном объеме. Будет бурно расширяться логистика. Безвизовое сообщение со всеми соседями позволит успешней развивать туристический бизнес.
В перспективе Рига имеет хороший шанс стать главным оффшором российского бизнеса, ищущего удобную площадку для своих международных операций после финансового краха Кипра. Недавно российский премьер Дмитрий Медведев высказал предложение, что взамен Кипра надо создать оффшор на Сахалине. Но такой оффшор будет иметь смысл только для операций в Азиатско-тихоокеанском регионе. А для операций в Европе места лучше Риги, пожалуй, не найти. Рига, находящаяся вблизи российских границ вполне могла бы стать тихой гаванью для российского капитала. А это обогатило бы не только сам город, но и всю Латвию.
Конечно, в будущем предстоит еще много сделать, что бы Рига превратилась в современный комфортный город для всех ее жителей, независимо от их национальной принадлежности. Сегодня население Риги официально составляет 700 тысяч человек, по экспертным оценкам не более 600. Все вышеперечисленные позитивные изменения приведут к увеличению числа рабочих мест и притоку населения из регионов, а также возвращению уехавших за рубеж. Общая численность населения столицы за несколько лет сможет выйти на 900-тысячную отметку. Такая положительная динамика сделает в перспективе наш город крупнейшим финансовым, промышленным и научным центром на Балтике. Таким образом, давняя мечта всех латвийцев о балтийской Швейцарии вполне может стать реальностью.
Нужно только захотеть, отбросить стереотипы и начать работать в нужном направлении.