«Подобная внешнеэкономическая неопределённость Литвы просто губительна»

«Военно-политическое обозрение» пишет о том, почему Литве и Белоруссии не удаётся выстроить полноценные двусторонние отношения в XXI веке.

Белоруссия и Литва – два соседних государства, не имеющие территориальных споров, этнических противоречий, объединённые общей 500-летней историей. Однако выстроить полноценные двусторонние отношения в XXI веке двум странам до сих пор не удаётся. Одной из причин тому – внешнеполитическая деятельность руководства Литвы в отношении Белоруссии, которая зачастую строится на принципах двойных стандартов.

С одной стороны, литовское правительство, является очередным инструментом в руках ЕС и США на ниве критики официального Минска. Сегодня Вильнюс фактически является своего рода центром поддержки и финансирования белорусской оппозиции со стороны Запада. В Литве работают редакции оппозиционных СМИ, а также продолжают свою деятельность так называемые политические эмигранты, которые не только создали здесь теневое правительство, но и продолжают организовывать многочисленные конференции и семинары по якобы существующей «белорусской проблеме». С другой – создаются и претворяются в жизнь совместные проекты, растёт грузопоток через Клайпедский порт и по железной дороге, проходят белорусско-литовские экономические форумы. Литовские экономические эксперты прекрасно понимают – насколько зависима экономика их страны от положительных торговых связей с Белоруссией и настаивают на снятии политической напряженности. Как результат, Литва вынуждена развивать экономические отношения с Белоруссией, ставя их вне политики.

Почему же вынуждена и чего же боится литовский бизнес?

Во-первых, Белоруссия – это крупный рынок с выходом на Украину, на Кавказ, в Центральную Азию, которые также являются привлекательными в экономическом плане регионами. Потерять этот канал Литве никак нельзя.

Во-вторых, примерно 80% перевозимых по железной дороге грузов составляют идущие из Белоруссии минеральные удобрения и трансфер продуктов нефтепереработки. В случае существенных разногласий эти грузы могут быть перенаправлены через российские порты. В таком случае литовская железная дорога потерпит колоссальные убытки. Это, в свою очередь, означает сокращение большого количества рабочих мест не только на самой железной дороге, но и в смежных сферах. Увеличится нагрузка на выплаты пособий по безработице и налоговую систему. Мало верится, что оставшиеся без работы люди быстро найдут себе новых работодателей. Всего этого литовские политики не видят.

В-третьих, Клайпедский порт – на 30% белорусский. Белоруссия весной подписала договор о приобретении 30 процентов акций стивидорной компании, занимающейся перевалкой прибывающих из Солигорска минеральных удобрений. В итоге, белорусские грузопотоки составляют треть всего грузооборота порта. И возможное решение о переориентировке перевалки грузов на порты Ленинградской области просто поставит клайпедцев на колени.

Экономическая целесообразность диктует свои условия, поэтому Литовская конфедерация промышленников, деловой совет по экономическому и торговому сотрудничеству с Республикой Беларусь, отраслевые ассоциации предпринимателей, представители бизнеса всех уровней и форм крайне заинтересованы в развитии торгово-экономических связей с Минском, даже в обход ограничений, наложенных ЕС. В свою очередь, и белорусская сторона, несмотря на двойственную политику литовского руководства, стремится сохранить и развивать двусторонние отношения.

Несоответствие экономических и политических приоритетов, более того, стремление обострить отношения с соседями раскололи литовское общество. И эта трещина недопонимания между бизнес-элитой страны и политическим руководством растёт день ото дня.

Общеизвестно, что политика – это концентрированное выражение экономики, почему же тогда в отношении с Белоруссией Литва во главу угла поставила политические приоритеты и интересы Запада?

Одним из инструментов давления на Белоруссию выбрана программа «Восточное партнёрство», по словам Александра Лукашенко, «та дырочка, с помощью которой Евросоюз и НАТО пытаются пролезть в Беларусь, управлять ею». Вот поэтому сейчас в Литве (да в Литве ли?) решается важнейший вопрос: приглашать ли белорусского президента на саммит этой организации, который состоится в Вильнюсе 17 ноября текущего года?

Литва образно находится между Сциллой и Харибдой: с одной стороны интеграция литовской экономики в объединённую экономику европейских государств, с другой – развитие регионального сотрудничества. Как и любое другое маленькое государство, Литва вынуждена выживать в жёстких экономических условиях, в условиях последствий мирового финансового кризиса, и еврозоны, в частности.

Подобная внешнеэкономическая неопределённость Литвы для неё просто губительна. После приобретения независимости и вступления в ЕС страна, фактически, больше потеряла, нежели приобрела.

Во-первых, катастрофически ухудшилась демографическая ситуация. Согласно официальным данным департамента статистики Литвы, население страны с 2001 года по сентябрь 2012 года сократилось на 441 тыс. человек или на 12.85% (с 3 млн. 43 тыс. жителей до 2 млн. 988 тыс.). Так, современная Литва потеряла только за последние 10 лет независимости в процентном отношении своего населения больше, чем весь Советский Союз (9.29%) за годы Великой Отечественной войны. В то время, как в СССР литовцы были самым осёдлым народом в Советском Союзе (за пределами Литовской ССР проживало лишь 4% литовцев) и в составе СССР численность коренного населения Литвы увеличилась на миллион – с 2,7 до 3,7 миллионов.

Литовский народ продолжает истреблять себя сам. Страна – бесспорный лидер Евросоюза по самоубийствам. Какое-то время она даже возглавила мировой список. Согласно последним данным Евростата, по числу самоубийств на 100 тысяч мужчин в возрасте 20-44 года среди 25 государств ЕС первое место занимает Литва с цифрой 90,5. Средний показатель по ЕС — 20,7 самоубийств.

Во-вторых, Литва разрушила почти до основания все достоинства и преимущества национальной экономики, что было построено и достигнуто в СССР, не создав в замен новых. Так, именно в советское время, Литовская ССР поставляла всему Союзу минеральные удобрения и серную кислоту, металлорежущие станки и электросварочное оборудование, цемент и бумагу, сборные железобетонные конструкции и обувь, шерстяные и хлопчатобумажные изделия и ткани, магнитофоны и велосипеды, рыбу, масло и мясо, имея гигантский рынок сбыта.

Что расчётливый Евросоюз разрешил производить и сбывать на европейских рынках современной Литве? НИЧЕГО. Более того, ЕС превратил Литву в один большой супермаркет по сбыту немецких, французских и др. товаров ЕС, а также в автомобильную свалку европейского масштаба.

В-третьих, за двадцатилетие страна не нашла своего пути в международном развитии, крайне обострив отношения с соседями. Вследствие чего в Литве сегодня самые высокие в Европе цены на газ и электричество. В итоге, коммунальные платежи за трёхкомнатную квартиру в Вильнюсе и Каунасе превысили 500 долларов, и литовское население осенью массово уезжает на заработки в Евросоюз (Великобританию, Ирландию и др. страны) и всё меньше возвращается обратно на родину, ещё больше усугубляя все проблемы, включая накопления и обслуживания пенсионного фонда.

И это — несмотря на те мизерные дотации, которые ЕС по различным программам оказывает Литве. Хотя все они, в большей степени, носят почему-то военную направленность. Так, в стране по стандартам НАТО переоборудуются порты и аэродромы, железнодорожная и шоссейная инфраструктура – идёт целенаправленная подготовка потенциального театра военных действий.

Понятно, что в данных условиях терять такого выгодного партнёра в лице Белоруссии бизнесу Литвы нельзя.

Однако существующее положение вещей, когда тебя с одной стороны хают и угрожают политической изоляцией, а с другой – радостно жмут руку, надеясь на выгодные экономические сделки, для Белоруссии неприемлемы. И в ближайшее время сложившаяся ситуация может быть коренным образом изменена.

Как видим, политическая и экономическая дезориентация Литвы показала несостоятельность её внешней политики. Наверное, на сегодняшний день стране нужны не «крикуны-демократы», сменившие восточные идолы поклонения на западные, а прагматичные политики-бизнесмены, страждущие за национальные интересы и региональную безопасность, способные реализовать преимущества страны и свести к минимуму возможные риски, в том числе и за счёт развития взаимовыгодных отношений с Белоруссией.


Источник — «Военно-политическое обозрение».