«Желающих было на порядок выше»

Известный латвийский общественный деятель, а ныне депутат Парламента непредставленных Александр Гапоненко рассказал «Российской газете» подробности о новом политическом образовании.

В Парламент непредставленных — высший орган общественного движения «Конгресс неграждан» Латвии — избрано 30 депутатов, 21 из которых — неграждане. Завтра, 15 июня, депутаты соберутся на свое учредительное заседание и провозгласят создание Парламента непредставленных. О том, что это за организация, в интервью корреспонденту «РГ» рассказал депутат Парламента непредставленных Александр Гапоненко.

— Что такое Парламент непредставленных? Какие у него задачи и что реально эта организация сможет сделать?

— Это новый орган власти, который будет представлять интересы как 300 тысяч неграждан, так и тех латвийских граждан, которые считают, что нынешние власти не отражают их интересов.

Парламент непредставленных собирается продемонстрировать всему миру значимость проблемы массового безгражданства и ущерб, который она наносит демократии в стране. Он станет инструментом ведения диалога с латвийскими властями по проблемам нарушения прав неграждан. Будет сделана попытка делегировать избранных народом представителей в сформированные гражданами республиканские и муниципальные органы власти. Важнейшей задачей Парламента непредставленных станет формирование единой латвийской нации в противоположность реализуемой сейчас властной элитой политик построения «латышской Латвии».

— Что было самым необычным, на Ваш взгляд, на выборах в парламент непредставленных? Была ли реальная конкуренция?

— Выборы Парламента непредставленных проходили в течение недели по всем крупным городам республики. Действовали стационарные и мобильные участки для голосования. На избирательные участки приходили в основном лица пожилого возраста. В тридцатиградусную жару в очередях к палаткам для голосования можно было встретить и молодёжь и 80-летних. Были случаи, когда 45-летние говорили о том, что они голосуют впервые в жизни. В благодарность за организованное голосования некоторые избиратели приносили членам общественных избирательных комиссий мороженое и газировку. В выборах участвовало большое количество латышей, которые считали, что проблема безгражданства — это позор для их страны.

Молодёжь голосовала, в основном, в интернете. Это были первые выборы в Латвии, в которых можно было участвовать виртуально. Контроль за тем, чтобы не было повторного голосования вёлся через учёт фамилий и персональных кодов.

Всего в выборах приняло участие более 15 тысяч человек. Желающих было на порядок выше, но у инициаторов выборов не было ресурсов для того, чтобы открыть участки для голосования по всем районам. Например, в Риге на муниципальных выборах действует примерно полторы сотни участков и тратится на них до двух миллионов лат, а Парламент непредставленных открыл четыре постоянных участка, да ещё шесть организовал в палатках и везде работали только добровольцы.

На 30 мест в новом органе власти в Латвии претендовало 60 человек. Выбрали наиболее известных правозащитников, общественных и культурных деятелей.

— Латышские националистические политики опасаются, что Парламент непредставленных станет повторением их же собственного опыта по созданию в 1990-1991 годах так называемого конгресса граждан, претендовавшего на то, чтобы стать альтернативным центром власти в республике, помимо Верховного совета ЛССР. Как вы думаете, имеют ли основания их опасения?

— Парламент непредставленных пока не претендует на создание центра власти, конкурирующего с Сеймом. Однако представленные в Сейме партии не хотят решать проблему массового безгражданства, равно как и целый ряд других острых социально-экономических вопросов. Поэтому, если новая властная структура будет предлагать эффективные варианты решения накопившихся в обществе проблем, то не исключено, что латвийский народ будут всё более и более отдавать ей свои предпочтения.

— Ощущаете ли вы реальное давление латвийских властных структур на парламент непредставленных?

— Пока латвийские власти относятся к деятельности Парламента непредставленных с высокомерием и не очень ему мешают. Призыв национал-радикалов из партии «Всё — Латвии» к спецслужбам обвинить активистов движения неграждан в попытке совершить государственный переворот национал-либералы из партии «Единство» не поддержали. Разве, что некоторые спецслужбы стали организовывать в СМИ кампанию по дискредитации активистов неграждан.


Источник — «Российская газета».