В Хельсинки, недалеко от станции метро «Мюллюпуро», находится центр социальной помощи «Лийкунтамюллю». Издали видишь стоящую у его дверей длинную очередь. Впрочем, движется она быстро. В очереди за продуктовыми пакетами стоит разный народ, но больше всего мужчин – среднего возраста и пожилых. Совсем опустившихся, махнувших на себя рукой, здесь не видно.
Здесь полно и эстонцев. Чувствуется, что стоять в очереди за продуктами им стыдно. Мы трижды приходили сюда, и всякий раз встреченные в очереди эстонцы не хотели рассказывать о себе. И только единицы оказались разговорчивыми.
За бесплатной едой протягивают руки эстонские парни Рандо и Хейки. В прошлом году зимой они через посредника устроились здесь на стройку.
— Посредник был моим знакомым. Он обещал, что после испытательного срока мы станем зарабатывать по 15 евро в час, — говорит Рандо.
Два месяца парни вкалывали по-чёрному, жили, в основном, на полученные взаймы от друзей и родственников деньги, так как выплату зарплаты хозяин всё откладывал.
— Ссылался на то, что ему кто-то задолжал. Один раз выдал нам 50, другой раз сто евро, всё обещал, что вот-вот мы получим свою зарплату, — рассказывает Рандо. – Каждую неделю отмечали, сколько часов проработали; босс-финн подписывал наряды, мы ожидали, когда нам заплатят. Но однажды в пятницу босс заявил нам: «А вы какого хрена валандаетесь здесь, на моей стройке? Я с вашей фирмой больше дел не имею!».
У нас не было денег даже на автобусные билеты, один эстонец с той же стройки, добрая душа, довёз нас на своей машине до квартиры, которую снял для нас посредник. Наши вещи были выставлены на улицу, а в дверь врезан новый замок. К счастью, этот эстонец пустил нас пожить у него. Он кое-какую работёнку нам устроил, убирать, сносить. Утром кормил нас, а днём – как сами справимся.
Так что теперь парни ходят в очередь за бесплатными продуктами как на работу. Сюда и в другой центр, к Хейкки Хурсти. Там пакеты ещё увесистее. За один поход в два места можно набрать продуктов на целую неделю.
Если же подворачивалась какая-никакая работа и на стояние в очереди времени не было, они в обеденный перерыв ходили есть суп, в центре города, в одну из двух суповых кухонь – «Аннанкату» или «Самария». Ходили даже туда, где кормятся алкаши или сидящие на игле наркоманы, лишь бы поближе к работе, — говорит Рандо. – На посещение суповой кухни могло уйти до двух часов рабочего времени.
— Однажды финн-прораб рассердился: «Ну и где же вы пропадали всё это время?» Мы ему честно признались, что денег у нас нет, приходится обедать в суповой кухне. Мужик буквально оторопел, потом, не говоря ни слова, ушёл куда-то и вернулся с целым мешком еды, которую он купил для нас, — вспоминает Хейки.
Сейчас парни нашли себе приличное место работы, но в очереди за продуктами всё ещё стоят, раз в две-три недели. Надо экономить, ребята же в долгу как в шёлку. «И как это мы оказались такими дураками, что устроились на работу через эстонскую посредническую фирму? – сокрушаются они. – Все эти посреднические фирмы только и думают, как бы тебя наколоть. Устраиваться надо проще. Наберите в интернете: www.mol.fi, там есть предложения на любой вкус.
Социолог Андрус Саар возмущён тем, что эстонские пенсионеры ездят в Финляндию искать работу и еду.
– Они всю жизнь трудились здесь, а теперь вынуждены ехать в Финляндию убирать мусор, потому что на издевательски скудную эстонскую пенсию не прожить. Это просто оскорбительно
Один из известнейших в Хельсинки организаторов продовольственной раздачи Хейкки Хурсти утверждает, что эстонцев в очередях много, и часть из них специально приезжает, чтобы получить продукты.
— От своих добровольцев я слыхал, что даже некоторые эстонцы-туристы, прибыв в Хельсинки, становятся в очередь за продуктами. Не говоря уже об эстонцах, живущих в Финляндии. Они обитают, как правило, в посёлках под Хельсинки, но, как правило, только у немногих всё бумаги в порядке: и вид на жительство, и разрешение на работу, и медицинская страховка. Они прибыли искать работу, но у них нет постоянного адреса, и поэтому им не оформляют карточку KELA (документ для иимгрантов, благодаря которому он пользуется социальной защитой и различными виамиы пособий для безработных. — «NewsBalt»).
По наблюдениям Хурсти, к стоящим в очереди эстонцам и россиянам финны относятся критически. Пришлось даже спрашивать у них карты KELA, свидетельствующие, что человек в самом деле живёт в Хельсинки и имеет права получать здесь продовольственную помощь. Карту, правда, спрашивают редко, но что-то надо делать, так как среди стоящих в очередях пришельцев много обманщиков. Хурсти говорит, что получал сведения, что многие из них полученную в центре помощи одежду и продукты перепродают в Эстонии. А центр ставит себе задачу помогать тем, кто живёт в Хельсинки и его окрестностях. Всему миру помогать невозможно.
Так что не исключено, что осенью у пришедших за продуктовыми пакетами снова начнут требовать карточку KELA.
Источник — «Stolitsa.ee».