«Отнюдь не Киев — самый перспективный партнёр»

Политический обозреватель «Однако» Валентин Жаронкин проанализировал российские возможности приграничной интеграции Евразии.

Под экономической интеграцией обычно понимается политика углубления межгосударственного сотрудничества, но если нарисовать на карте реальную сетку хозяйственных связей, то видно, что в процессе активно участвуют далеко не все регионы страны. Основным экономическим агентом в данном случае выступает приграничная область. Контакт идёт в первую очередь на этом уровне. Государство может создать какие угодно условия и самый подходящий климат, но работать друг с другом станут лишь непосредственные соседи.

Ближе — значит выгоднее

Белоруссия, например, прилагает некие усилия для углубления сотрудничества с Хабаровским краем. Подписываются различные соглашения и декларации, чиновники высокого ранга курируют создание совместных предприятий, однако совместный годовой товарооборот пульсирует на уровне то 10, то 13 млн долларов.

Между тем только Могилёвская область (даёт менее 7% белорусского ВВП) со Смоленской демонстрируют оборот 180 млн — с вполне реальной перспективой в 2013 году дойти до 300. Потому что Смоленск всё-таки ближе Хабаровска, а Брянск ближе Владивостока.

Нет ничего удивительного в том, что интенсивность экономических контактов Белоруссии с Центральным федеральным округом на два порядка (в сто раз!) отличается от аналогичных показателей с Дальневосточным округом.

Разумеется, транспортная доступность не всегда измеряется только лишь километрами. Например, Поволжский район уже во времена походов Стеньки Разина складывался в единую хозяйственную систему, хотя расстояния между областями там весьма значительные.

Сегодня наибольшая интенсивность экономических контактов в самой России выстраивается по оси Москва-Питер, тоже по понятным причинам. Но если брать усреднённые показатели, то сотрудничают друг с другом, как правило, ближайшие соседи.

Есть исключения, которые иногда складываются традиционно, иногда создаются искусственно. Например, непризнанная Республика Приднестровье непропорционально мало сотрудничает с Молдавией и Украиной, но непропорционально много — с Россией. У ПМР, как известно, довольно сложные отношения с соседями, что отражается и на характере экономических контактов.

Но случай с Приднестровьем не является нормой. Тем более что ситуация в регионе нередко напоминает снабжение окружённой армии Паулюса под Сталинградом: теоретически, как обещал Геринг Гитлеру, элементарно, но практически почти неосуществимо.

Столица в зоне действия приграничных связей

Далеко не всегда центральные правительства рассматривают интенсивные приграничные контакты лишь в контексте экономической выгоды или пользы вообще. Например, в 90-е годы для Нурсултана Назарбаева большой проблемой был Северный Казахстан, экономически ориентированный на соседние российские области, да ещё и с долей европейского населения (русских, украинцев, немцев, белорусов, поляков) в некоторых районах более 70%.

Перенос столицы решил эту проблему. Впрочем, нужно сказать, что Астана была основана не только ради этого. Благодаря миграции изменился не только национальный состав региона, но и значительно окрепла сетка связей между областями, между южным центром финансово-деловой активности и северным центром принятия правительственных решений.

Россия же от этого шага казахстанского руководства нисколько не потеряла, а только выиграла. Приграничные контакты ведь никуда не делись. Но только теперь в зоне действия этих связей находится не сепаратистски настроенный регион, а столица соседнего государства. То есть центр, который определяет в том числе и политику по отношению к России. История не знает сослагательного наклонения, но казахстанский президент со столицей в Алма-Ате к 2013 году вполне мог стать совсем другой политической фигурой, нежели нынешний Елбасы. И был бы им Нурсултан Назарбаев — тоже большой вопрос.

Специально для жертв европейской интеграции

Приграничный характер экономического сотрудничества, с одной стороны, сильно ограничивает возможности проведения политики интеграции, однако в некоторых случаях может дать очень сильные козыри.

Очевидно, что дальнейшее продвижение Таможенного Союза в Средней Азии не может быть построено исключительно на том, что Россия становится ключевым и приоритетным экономическим партнёром для всех без исключения тамошних республик. Россия с ними даже не граничит, кроме как с Казахстаном, который уже в Таможенном Союзе.

Наверное, можно искусственным способом, при соответствующей господдержке, накачать товарооборот, но это не самое прочное основание для взаимовыгодного сотрудничества.

Россия в состоянии обеспечить мир и безопасность в регионе, однако подлинная экономическая интеграция в Средней Азии зависит:

а) от активности Казахстана, который на своих южных границах может занять позицию изоляции, а может проводить политику углубления сотрудничества;

б) от того, насколько успешно Узбекистан, Таджикистан и Киргизия смогут (и смогут ли вообще) разрешить свои противоречия и объединиться вокруг Ферганской долины. Россия, конечно, тоже важна для них в качестве экономического партнёра, но центральная точка интеграции региона находится всё-таки не на её границах.

Совершенно другие возможности для приграничной интеграции Россия могла бы и, возможно, будет использовать в отношениях с Украиной. Отнюдь не Киев — самый перспективный партнёр.

Уже давно разработаны планы создания четырёх (для начала) регионов приграничного сотрудничества:

— «Днепр» (Брянск — Гомель — Чернигов);

— «Слобожанщина» (Белгород — Харьков);

— «Ярославна» (Курск — Сумы);

— «Донбасс» (Ростов — Луганск).

Проект был спрятан в долгий ящик, однако стоит ли хоронить саму идею создания особых условий для приграничного сотрудничества?

Хотя переговоры о вступлении Украины в Таможенный союз зашли в тупик, а Киев собирается в зону свободной торговли с ЕС, такое положение вещей устраивает далеко не весь местный бизнес. Многие будут пытаться выстроить персональные отношения с Россией и российским бизнесом: продать, обменяться активами, договориться об особых условиях. Уже пытаются. Ведь европейская интеграция — дело, конечно, нужное, но стать её жертвой никто из украинских олигархов не торопится.

Если процесс согласования отдельных условий сотрудничества украинского бизнеса с Россией вывести из-под компетенции Киева и передать в приграничные регионы, закрепить за ними особый, привилегированный статус, то независимая республика уже в ближайшее время столкнётся со сложным вопросом.

Что делать с переезжающей на Восток (и полностью ориентированной на Россию) экономической, деловой, а вслед за ними и политической активностью? Переезжать туда же? Как минимум этот фактор изменит внутреннее устройство Украины. Как максимум — развернёт сам вектор внешнеполитической ориентации.


Источник«Однако»