Взгляд на евразийскую интеграцию белорусской службе Польского радио высказал координатор учебных программ Европейского учебного института при МГИМО Игорь Истомин.
— Какие цели ставила перед собой Россия, создавая Таможенный союз и Единое экономическое пространство?
— Цели прежде экономические. Это формирование крупнейшего рынка, который был бы более конкурентоспособен в современной глобальной экономике. Вторая причина — это использование позитивного опыта других стран, в частности, позитивного опыта экономического регулирования Казахстана, для создания стимулов по трансформированию различных российских ведомств в условиях обострения конкуренции.
При этом, реально рынок вырос только на 10%, так как Белоруссия беспошлинно торгует с Россией уже более 15 лет. Многие эксперты говорят, что эффект от увеличения рынка наступит только тогда, когда к таможенной «тройке» присоединится Украина. Но Киев этого пока не хочет.
Евразийский Союз создаётся также с политическими целями. Существует проблема стабилизации стран Центральной Азии. Это прежде всего «кандидаты в кандидаты» в Евразийский Союз — Киргизия и Таджикистан. Там нестабильная политическая обстановка, есть множество других проблем.
Аналитик признаёт, что российский интеграционный проект вступает в конкуренцию с Евросоюзом и интересами Китая.
— Прежде всего мы сталкиваемся с интересами Китая, позиции которого в Центральной Азии довольно сильны. Ему не нравится, что мы вводим пошлины на некоторые китайские товары. С другой стороны, есть Европейский Союз, которому очень нравится, как развивается евразийская интеграция в отношении стран Центральной Азии, но он хотел бы исключить из неё Украину и Белоруссию — западную часть постсоветского пространства. Украина — большой рынок. От того, по чьим правилам он будет работать, зависит от того, кто на нём будет зарабатывать. Такой банальный коммерческий вопрос стоит перед Россией — вместе с политическими интересами.
Несмотря на то, что Таможенный Союз Белоруссии, России и Казахстана существует уже 3 года, особого восторга от его работы в Белоруссии пока не видно. Критика звучит не только из уст населения, но и некоторых чиновников. Белоруссия не почувствовала улучшения экономической ситуации, поскольку и раньше была интеграция с Россией.
Любые крупные перемены вызывают как позитивные, так и негативные последствия. Кто-то выигрывает, кто-то теряет. Главы Казахстана и Белоруссии посчитали оправданными имиджевые потери, вытекающие из того, что во многих случаях пострадали потребители. Взамен белорусские и казахские производители получили дополнительные возможности продавать свои товары на российском рынке. От интеграционных процессов нельзя ожидать сразу больших доходов. Проблема во взаимоотношениях России и Белоруссии заключается в том, что наши рынки были сильно интегрированы и раньше. Поэтому влияние Единого экономического пространства на эти страны оказалось меньшим. Мало что изменилось. А вот для Казахстана перемены были намного более существенными.
— Евросоюз силён своими независимыми и авторитетными органами — Еврокомиссией и Европейским судом, к которым прислушаются правительства 28 стран. Можно ли надеяться, что Евразийская экономическая комиссия будут услышана и Кремлём, и Астаной?
— В договорах прописано больше полномочий, чем наднациональные органы реально используют. Надо понимать, что страны, о которых мы говорим, имеют очень молодую государственность — им всего чуть более 20 лет. Они очень берегут свой суверенитет. Поэтому ожидать, что сразу возникнут мощные наднациональные структуры, было бы абсурдно. Если наднациональный компонент будет усиливаться (а это, скорее всего, состоится с расширением совместного технического регулирования), то это будет очень медленный процесс.
Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко пока честно выполняют подписанные соглашения, так как видят в евразийской интеграции свой интерес. Поэтому Россия должна давать своим соседям определённые преференции, чтобы интеграционный проект развивался.
В евразийской интеграции нужна позитивная дискриминация, чтобы Белоруссия и Казахстан получали чуть больше, чем Россия. И России, скорее всего, придётся с этим смириться. Иначе интеграция не будет развиваться. Однако этого «немного» не должно быть слишком много, чтобы не было нахлебничества, которое очень сильно ухудшило перспективы Союза Белоруссии и России. Это очень сложный с политической точки зрения баланс.
Соглашение о Евразийском Союзе должно быть подписано и вступит в силу в 2015 году. Однако будут ли эти планы выполнены — пока неизвестн. Как неизвестно и то, удастся ли в ближайшие годы вовлечь в интеграционный проект Украину.
Источник — «Radyjo.net».
Перевод — ИноСМИ.
Справка «NewsBalt». Игорь Истомин, 28 лет. Кандидат исторических наук, преподаватель МГИМО. Тема кандидатской диссертации: «Научное обеспечение внешней политики США». Принадлежность к научной школе: МГИМО(У) МИД России, кафедра прикладного анализа международных проблем. В 2009 году являлся приглашённым исследователем Школы перспективных международных исследований Университета Джонса Хопкинса. Член Ассоциации международных исследований.