«Это антиисторично!»

Такое мнение «Gazetе.Ee» высказала известная в Петербурге учительница русского языка Валентина Мухина, комментируя слёт «ветеранов» эстонской дивизии СС.

«Думаете, сеткой отгородились, так уже Евросоюз?», – такой была первая фраза гостьи из России, которая в последний раз посещала Эстонию почти 40 лет назад. Однако после нескольких дней пребывания в нашей стране её мнение об Эстонии не было столь однозначным.  

Валентине Ивановне Мухиной есть с чем сравнивать: она не один год работала за пределами России, преподавала русский язык и литературу в школе при посольстве. В Санкт-Петербурге, в Пушкине, учитель Мухина – человек известный, долгое время она возглавляла литературное отделение Царскосельской гимназии искусств им. А. Ахматовой. Ученики её живут сегодня по всему миру, но во время приездов домой непременно приходят в гости к учителю, ставшему другом.

Взгляды Валентины Ивановны на положение в России смело можно назвать оппозиционными, поэтому ни о какой предвзятости по отношению к «западному миру» речи не идёт. В целом же, её взгляд на окружающую действительность очень трезвый и ироничный. 

Разительный контраст

Валентина Ивановна сразу оговорилась, что в Эстонии она была в гостях у добрых друзей, никакие бытовые и «сервисные» сложности её не касались, поэтому и разговора о них быть не может. Речь пойдёт о встретившихся здесь людях, ведь именно по уровню человеческого общения, считает гостья, можно судить и о стране.

— Раньше приезжали в Эстонию за вещами, за продуктами. Ездили и по путёвкам профсоюза, на экскурсии, – рассказывает гостья. – Таллин, особенно Старый город, помню хорошо, но на воспоминания накладывается бег за экскурсоводом: «Кучнее, товарищи, кучнее!». Но всё равно это была Европа.

— Помню ощущение пустынности старого Таллина: только немногочисленные туристы и гиды. Сейчас контраст разительный. Каждый дециметр Ратушной площади чем-то да занят. Разноязыкая публика, всевозможные кафе, игрушечные паровозики, развозящие людей по старинным улочкам, много цветов, которые принесли в средневековый город гармонию.

Валентина Ивановна подчеркивает, что ни разу не увидела негативного к себе, как «русскоязычной», отношения.

— Нас постоянно этим пугают, – говорит она, – и не только касательно Эстонии. Мне с таким столкнуться не пришлось. Да, чувствуется другая, особая культура, но она не отталкивает, напротив, к этому тяготеешь.

Это антиисторично!

Визит Валентины Ивановны совпал с проведением в Синимяэ очередного слёта ветеранов 20-й Гренадерской дивизии СС. И она не могла не высказать своего мнения.

— Это антиисторично, – считает гостья. – Впечатление такое, что утопленник иногда всплывает и что-то кричит. Это какие-то остатки нанесённого ила, которые смоет следующая волна. Так обязательно происходит в природе, но люди выбирают свой, извилистый путь. 

— Мой отец – участник войны, – продолжает Валентина Ивановна, – и о войне всегда вспоминал молчаливо, переживал внутри себя, плакал, когда что-то рассказывал. Это были страшные годы! И помпезно вспоминать их выгодно только политикам и с той, и с другой стороны.

Ох уж этот фонтан…

Что касается Нарвы, то Валентина Ивановна восхищена музеем Нарвского замка, Северным двором, где женщина-служитель «просто так» провела для неё экскурсию.

— Ей было что сказать, – и она искренне и безвозмездно делилась своими знаниями.

Большое впечатление произвёл Александровский собор и знакомство с пастором Виллу Юрье:

— Преклоняюсь перед созидателями!

А «порадовал» гостью в Нарве, конечно, фонтан. Он уже становится своеобразной достопримечательностью со знаком «минус»:

– Фантастическая безвкусица! Тем более что и не работает…

В целом же Валентина Ивановна обратила внимание на само желание людей быть доброжелательными друг к другу. И оно показалось ей искренним. Возможно, сказался контраст с жёстким ритмом мегаполиса. А возможно, меняемся мы, сами этого не замечая. Со стороны виднее…


Источник«Gazeta.ee».