«Когда ничего не имеешь, можешь предложить дать в морду?»

Заместитель главреда литовского портала «15min.lt» Раймундас Цялянцявичюс высказал своё мнение о тактике переговоров Вильнюса с «Газпромом».

Вот это переговоры. Мы ещё таких не видывали. Так, как Литва с российским энергетическим гигантом «Газпром» переговоры ведёт по поводу снижения цены на газ, наверное, ещё никто нигде переговоры не вёл. Для россиян это большая головоломка, как не проиграть литовцам, выбравшим неожиданную тактику переговоров.

Босс «Газпрома» Алексей Миллер, приехавший в Литву на несколько часов, чтобы встретиться с премьером Альгирдасом Буткявичюсом, вернувшись в Москву, вероятно, спросил у себя, в те ли двери он попал. Миллер вел переговоры с Буткявичюсом, но выяснилось, что то, по поводу чего договаривались или договорились, ничего не значит, потому как всё решит слово президента Дали Грибаускайте.

А президент недвусмысленно заявила, что нечего тут вести с «Газпромом» переговоры, потому что российский гигант, в течение многих лет грабивший Литву, просто обязан продавать нам газ дешевле, чем до сих пор. Без всяких разговоров о новых долгосрочных договорах, дележе инфраструктуры поставки газа в Литве, до сих пор принадлежавшей «Газпрому», транзите газа в Калининград, проекте терминала сжиженного природного газа в Клайпеде или, тем более, иске в 5 млрд. литов, который Литва подала на концерн в Стокгольмский арбитраж.

Бедный Буткявичюс, пытавшийся говорить с «Газпромом» по-человечески, бедный. Хотел как лучше, а получилось как всегда – получил по носу. И так, что мало не показалось. Грибаускайте в унисон с Андрюсом Кубилюсом, сидевшим в кресле премьера до Буткявичюса, публично выразила сомнения, не собирается ли лидер социал-демократов предать интересы Литвы.  

Пока о предательстве интересов Литвы говорил только Кубилюс, который во время своего пребывания на должности премьера вовсю боролся за интересы Литвы, но так ничего и не добился – газ не только дешевел, но и дорожал, Буткявичюс мог не обращать внимания. Но президент – уже другое дело.

Грибаускайте публично заявила, что не была информирована, о чём договаривался и договорился Буткявичюс с Миллером. Более того, глава государства заявила, что получила секретную информацию и узнала, о чём на самом деле шла речь во время переговоров.

Получивший оплеуху Буткявичюс не стал подставлять вторую щёку и заявил в ответ, что сам всё рассказал президенту, а то, что написано в никем неподписанной бумаге, это неправда. Так что тогда – ложь? Президент пока что умолчала, но, будьте уверены, другую щёку не подставит.

Возможно, забегая вперёд, Буткявичюс рассказал, что больше всего волнует россиян. «Газпром» в обмен на более дешевый газ хотел бы, чтобы Литва забрал иск из Стокгольмского арбитража. Если честно, никакая это не новость, ведь, по сути, на стол переговоров Литве и положить то больше нечего.

Строительство терминала в Клайпеде уже не остановишь, реализацию третьего энергетического пакета ЕС в Литве тоже не прервёшь, трубу транзита газа в Калининград тоже не перекроешь, новый долгосрочный договор тоже не подпишешь, поскольку зачем тогда этот терминал? Остается только карта Стокгольмского арбитража, цена которой – 5 млрд. литов. Однако президент Грибаускайте и этот козырь выбила из рук Буткявичюса, так как она убеждена, что Литва выиграет Стокгольмский арбитраж, поэтому «нет никаких уступок, которые Литва могла бы или должна была бы сделать «Газпрому».

Так о чём тогда Буткявичюсу договариваться с Миллером? Что он может дать в обмен на более дешёвый газ? В морду, простите за жаргон? Смело. Но маленькая Литва ведь разрушила Советский Союз, так почему не могла бы она поставить на колени одну из мощнейших компания мира — «Газпром»? Могла бы, ведь мы платим, наверное, дороже всех за газ в мире, и ничего, живём себе и горя не знаем.

Могла бы, если бы руководители Литвы вели переговоры с «Газпромом», а не друг с другом. Возможно, мы чего-то не знаем, но пока не знаем, такая тактика переговоров, когда премьер пытается договориться с российским концерном, а президент публично подозревает его в предательстве, по меньшей мере напоминает шизофрению. Может лучше вообще не вести переговоры, пока газ ещё больше не подорожал?


Источник15min.lt