Готово ли НАТО портить отношения с Россией из-за её права на подлинную историю?

Главред информационного портала русской общины Латвии, член Парламента непредставленных Сергей Малаховский высказался о молниеносной реакции на инициативу «национал-патриотов» снести памятник Освободителям Риги.

Известие о том, что – пусть за год, пусть «со скрипом» — под петицией за снос Мемориала воинам-освободителям Риги собрано-таки десять тысяч подписей, позволяющих внести эту инициативу на рассмотрение в Сейм, вызвало в обществе ожесточённую публичную перепалку.

В обмене «любезностями» поучаствовали практически все сколько-нибудь известные в обществе люди. Непрояснённым до конца остался только один вопрос: является ли эта всплывшая в самом начале избирательной кампании в Сейм Латвии и Европарламент — да вдобавок буквально за пару месяцев до перехода на евро — инициатива очередной дешёвой попыткой «национал-патриотов» привлечь к себе внимание или же за этой глупостью кроется нечто большее?

В среду президент России принимает верительные грамоты у нового посла Латвии в России. И делает короткое, но знаковое заявление – Россия готова дружить и сотрудничать с Латвией только при условии взаимного уважения. Если учитывать при этом, что буквально сутками ранее Госдума России приняла заявление, осуждающее попытки расправиться с рижским Мемориалом, слова Владимира Путина приобретают оттенок предостережения: мол, не будете уважать наши памятники – не видать вам от России добрососедских отношений. Впрочем (специально для противников «теории заговора»), слова российского президента можно отнести и к разряду ни к чему не обязывающих протокольных заявлений.

Конечно, можно и не усматривать в словах Владимира Путина никакого скрытого смысла. Но как-то уж слишком странно совпадают события – очередное оживление латышских «нациков», немедленная (и уж ОЧЕНЬ скорая! – С.М.) реакция всех заинтересованных и незаинтересованных лиц и ещё целый ряд событий, вроде бы не имеющих отношение к Мемориалу воинам-освободителям. Но – не имеющих только на первый взгляд.

Но давайте по порядку: три инициатора сбора подписей за снос памятника, доселе и поныне неизвестные широкой публике «национал-патриоты» Робертс Крастиньш, Эмилс Гайлис и Марис Рукс посчитали, что территория мемориала в Пардаугаве исторически являлась площадью Победы латвийского государства.

«Это Парк Победы Латвийского государства, а не СССР», — подчеркнули инициаторы сбора подписей, напомнив, что изначально Парк Победы был создан в честь латвийской армии, которая в период независимости одержала победу над войсками Бермонта-Авалова.

Инициатива эта возникла у них в конце апреля прошлого года – как своеобразный ответ на референдум о присвоении русскому языку статуса второго государственного. Не успело известие об окончании сбора подписей попасть в новостные ленты, как мэр Риги Нил Ушаков назвал их деятельность полной чушью и пообещал, что пока он будет мэром, в Риге не будет снесён ни один памятник.

В ответ националисты поспешили выкатить свою «тяжёлую артиллерию»: целый министр юстиции Латвии Янис Борданс (в правительстве он представляет как раз националистический блок VL-ТБ/ДННЛ) предложил повторить эстонский сценарий – перенести памятник куда-нибудь подальше, а на его месте построить международный стадион. Примечательно, что при этом министр-националист вспомнил о таллинской «Бронзовой ночи», когда перенос памятника освободителям города в 2007 году вызвал масштабные беспорядки, массовые аресты и избиения протестующих, а также привёл к гибели Дмитрия Ганина при невыясненных до сих пор обстоятельствах. И намекнул, что-де Риге не помешало бы преподать такой же урок местным русскоязычным.

Одного этого напоминания хватило, чтобы вызвать ярость у сторонников «решительного подхода» к борьбе за интересы русскоязычных жителей Латвии. Один из лидеров набирающей популярность партии «ЗаРЯ!» («За русский язык!») Евгений Осипов написал на своей персональной странице в Фейсбуке: «Несколько лет назад я уже это говорил Райвису Дзинтарсу, повторяю Янису Бордансу: если Памятник Освободителям сместится хоть на миллиметр, это будет равносильно объявлению «войны», в которой «пленных» мы брать не будем! Ночной Таллин покажется вам Диснейлендом».

А ведь Янис Борданс оказался не один в хоре радикалов, усиленно кликушествующих о скором сносе памятника. В поддержку авторов инициативы по сносу монумента выступил депутат Сейма от Нацобъединения Янис Домбрава. И предложил начать с переименования – название «Воинам Советской Армии, Освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков» содержит в себе «бредовые, лживые, основанные на традициях советской историографии данные», полагает политик.

К хору присоединился небезызвестный режиссёр скандального фильма «Советская история» Эдвин Шноре – он заявил, что снос рижского монумента Освободителям в Задвинье является «вопросом исторической справедливости». Свои «три копейки» вставила и Сармите Элерте, руководитель фракции «Единство» в Рижской думе, она также озаботилась будущим памятника и повторно предложила построить у монумента филиал Музея оккупации.

Конечно же, далеко не все латыши присоединились к этому крикливому хору – что бы там ни говорили, а среди латышей (и не только среди латышских политиков!) хватает умных людей, уважающих русскоязычное население страны. Хватает и тех, кого просто устраивает нынешнее положение вещей – им не нужны перемены ни в «русскую», ни в «латышскую» стороны. Они попытались как-то образумить не в меру разбушевавшихся соплеменников: бывший министр иностранных дел Латвии Янис Юрканс, говоря о сборе подписей за снос Памятника Освободителям и возможной реакции Москвы (обратите внимание на эти слова, мы к ним ещё вернемся! – С.М.), заявил, что «Латвия сама себе стреляет в ноги», а всё происходящее – очередная попытка националистов ещё больше расколоть общество.

А спикер «Парламента непредставленных» Александр Гапоненко прямо заявил, что снос Мемориала Победы приведёт не только к столкновениям и беспорядкам в Риге, но может довести страну и до состояния войны:

«Это вызовет такой взрыв стихийного недовольства русского населения, что приведёт к силовым столкновениям с намного более трагическими последствиями, нежели в Эстонии во время сноса «Бронзового солдата» в апреле 2007 года. Такие патриоты, как А.Пабрикс, кинут в бой с защитниками памятника свой единственный полк — прольётся кровь. Русские возьмутся за оружие. Начнётся гражданская война. Погибнет несколько сотен человек. Этого будет достаточно для того, чтобы Россия ввела в Ригу псковскую десантную дивизию и высадила морской десант. Как раз такой сценарий отрабатывался в прошлом месяце на российско-белорусских учениях».

И хотя реальный сценарий российско-белорусских учений несколько отличается от версии Александра Гапоненко, можно не сомневаться в том, что в случае сноса памятника в стране вспыхнут беспорядки, по масштабам и количеству жертв несравнимые с таллинскими событиями. И это понимают все, кто не охвачен национальной истерией.

Тем более, что юридических оснований для сноса памятника нет и быть не может. То есть подать инициативу в Сейм нацики способны, но это ничего не даст: МИД напомнил радикалам о подписанном с Россией договоре – 30 апреля 1994 года между правительствами Латвии и России было подписано соглашение о социальной защите живущих на территории Латвии российских военных пенсионеров и членов их семей, которое вступило в силу 27 февраля 1995 года.

Соглашение предусматривает, что, в соответствии с международной практикой, Латвия обеспечивает уход, благоустройство и сохранение мемориальных сооружений и мест массовых солдатских захоронений на территории Латвии, а также не чинит препятствий захоронению скончавшихся военных пенсионеров и членов их семей и отправлению похоронных обрядов. Таким же образом Россия обеспечивает уход за мемориальными сооружениями и местами захоронения латышей, ливов и латвийских граждан, погибших в результате войн и репрессий на территории России.

И, как по заказу, в Латвии вот-вот произойдёт ещё одно событие, вроде бы совершенно не связанное с темой сноса Мемориала: с 2 по 9 ноября 2013 года на территории Польши и стран Прибалтики пройдут военные учения. Войска НАТО буду отрабатывать… сценарий прекращения кризиса, возникшего в результате неких «гражданских беспорядков»! И действительно, какая же тут связь с памятником, не правда ли?.. Всего лишь рядовые «учения 5-й статьи» — той самой, которая предусматривает применение военной силы для защиты государства-союзника НАТО.

Очень не хочется оказаться правым в своих предположениях, но все события не просто намекают, а уже «кричат в голос» о том, что так скоропостижно появившаяся на свет петиция и последовавшая за ней истерия националистов являются классическим «вбросом» информации на предмет выяснения возможной ответной реакции – насколько далеко готово зайти русское население Латвии в защите своего права на подлинную историю, насколько Россия готова вмешаться во внутренние дела региона и готов ли блок НАТО портить отношения с Россией из-за республик Прибалтики.

Подозреваю, что, не случись в 2008 году «принуждения к миру» Грузии, перенос или даже снос рижского мемориала, скорее всего, стал бы вопросом решённым – относительно мягкая реакция России на перенос таллинского «Бронзового солдата» уже почти убедила прибалтийских националистов, что над оставшимися в Прибалтике русскими и над «их» историей можно измываться безнаказанно. И вдруг, буквально на следующий год, — молниеносная и победоносная реакция. Какой афронт, однако! Теперь просто так измываться и над памятниками, и над теми, кому они дороги, националистам боязно – приходится предварительно «прощупывать» ситуацию вот такими абсурдными приступами истерии. 

И в этом свете напутствия Владимира Путина новому послу Латвии уже не выглядят обычными протокольными заявлениями. По крайней мере, их уже наверняка истолковали в политическом закулисье Прибалтики как вполне внятное предостережение: господа, всему есть предел. И русские Прибалтики, и сама Россия до этого предела почти дошли – не надо нас провоцировать.

Только так можно оценить заявления президента Латвии Андриса Берзиньша, выступил категорически против сноса Памятника освободителям. «Это недопустимо», — заявил Берзиньш.

Глава государства также отметил, что не видит ничего страшного в том, что ветераны-красноармейцы или их родственники сходятся отмечать окончание Второй мировой войны в Европе не 8, а 9 мая. «То, что эти два часа различаются по зонам времени — это нисколько не умаляет этого события. «Была победа союзников над режимом фашистской Германии. Это важное событие, таким оно и остаётся», — заявил Берзиньш.

С этим согласны и 76 процентов рижан, которые в ходе опроса однозначно высказались против сноса или переноса Мемориала. А если учесть, что в Риге латышского населения сейчас больше половины из оставшихся в городе 600-650 тысяч населения, можно с высокой степенью вероятности утверждать – на снос монумента не решатся пойти все, кто заинтересован в сохранении хотя бы видимости порядка в регионе.

И всё же нельзя забывать о том, что хрупкое сооружение, выстраиваемое тысячью мудрецов, одним ударом ноги может уничтожить пробегающий мимо дурак. А таких, как мы успели убедиться за эту пару недель, в Латвии ещё предостаточно.

Они не понимают только одного: не дай им Бог от словесных истерик попытаться перейти к делу. Потому что тогда защищать памятник пойду даже я – уже не очень молодой и сугубо мирный человек. А уж про тех, кто помоложе, я и не говорю. А дальше всё действительно может пойти по нарисованному Александром Гапоненко мрачному сценарию…


Источник«Baltijalv»