Восточно-европейские политики, переписывая историю Холокоста, создают «двумя геноцидами» угрозу деятельности Яд Вашем — мемориального комплекса катастрофы и героизма еврейского народа, расположенного на горе Памяти в Иерусалиме. Такое мнение высказал доцент университета Дикин (Австралия) Данни Бен-Моше, выступивший содиректором и соавтором фильма «Переписывая историю».
Я помню своё первое посещение Яд Вашем, когда 16-летним подростком оказался в Иерусалиме. Он произвёл на меня глубокое впечатление, можно сказать, потряс меня. Когда я уходил оттуда, к лацкану моего пиджака был приколот значок со словом «Захор», что на иврите значит – «Память».
Но я с сожалением должен отметить, что при всей своей выдающейся деятельности Яд Вашем, чьим официальным названием является Институт памяти Жертв нацизма и Героев Сопротивления Яд Вашем, драматически удаляется и от жертв, и от героев той страны, где процент еврейской общины, уничтоженной Холокостом, был самым большим среди стран Европы, – от Литвы.
В 1998 году литовское правительство создало Международную комиссию по оценке преступлений нацистского и советского оккупационных режимов в Литве. Многие видные историки включилась в работу этой комиссии, в их числе и бывший председатель Яд Вашем Ицхак Арад, переживший Холокост в Литве. Однако когда литовские прокуроры затеяли кампанию, направленную против выживших в Холокосте еврейских участников антифашистского Сопротивления, бесцеремонно расследуя в качестве «военных преступлений» действия Арада и других бывших еврейских партизан, доверие к комиссии было поставлено под сомнение.
Вскоре стало ясно, что основное внимание комиссии сосредоточено не только на научных исследованиях и образовании. Выяснилось, что она является политическим инструментом для приравнивания предполагаемых «двух геноцидов» в Литве – нацистского и советского – посредством принижения Холокоста, раздувания советских преступлений и переписывание истории. Неудивительно, что уважаемые историки, которые были членами комиссии, такие как Мартин Гилберт из Великобритании, Дов Левин из Еврейского университета и сам Арад, покинули этот корабль.
Однако недавно комиссия возобновила свою работу, рекрутировав недоверчивый Яд Вашем занять места за столом, где не будет таких людей, как Арад, Гилберт и Левин. Таким образом, комиссия продолжает свои усилия по принижению Холокоста.
Например, в годовщину начала Холокоста в Литве в июне 1941-го года, член комиссии, правительственный историк Литвы Арунас Бубнис утверждал, что «нет доказательств», будто антисоветские литовские активисты участвовали в массовых убийствах евреев. А когда на форуме, организованном по инициативе комиссии в ноябре прошлого года, профессор Пинхос Фридберг, переживший Холокост и посвятивший свою жизнь признанию Праведников народов мира среди литовцев, выразил сомнение в достоверности особого случая такого признания, его обвинили в «умышленном» распространении «лжи об ушедших из жизни спасителях».
Фридберг опубликовал статью, в которой попросил ответить на три вопроса: «Как теперь известить всех участников Форума о том, что вместо объективной информации им подсунули, извините за грубость, полную чушь? Как теперь сообщить сотням литовских школьников, что при изучении Холокоста им излагали не факты, а мифы? И главное, а можно ли теперь, вообще, доверять материалам этой комиссии?» Это были хорошие вопросы для того, чтобы в Яд Вашем задумались. И они могли бы начать с защиты права Фридберга задавать вопросы.
Глава комиссии, Эмануэлис Зингерис, является единственным евреем в Европе, который подписал позорную Пражскую декларацию 2008-го года – «библию» о «двух геноцидах». Встретившись недавно со старшим воспитателем в Яд Вашем, я спросил его, почему Яд Вашем позволяет присоединить себя к участию в усилиях Комиссии по утверждению «двойного геноцида». Он ответил, что он не вмешивается в политику.
Но это политика переписывания истории Холокоста, она создаёт угрозу деятельности Яд Вашем по сохранению универсальной памяти. Это соединение политики Пражской декларации, Комиссии и нового антисемитского порядка в Восточной Европе, которые призывают вместо музеев, сосредоточенных на уникальности Холокоста, создавать совместные музеи, где отражаются «два геноцида». Это политика, которая в буквальном смысле призывает переписать учебники истории во всей Европе так, чтобы Холокост изучали как часть «двух геноцидов».
Как трагично, что Яд Вашем принимает сторону комиссии, а не Фридберга, пережившего Холокост, Фридберга, который отважно борется против нелепого понятия «двойного геноцида». Похоже, что по какой-то необъяснимой причине, по крайней мере, в случае с Литвой, они забыли девиз, который более 30-ти лет назад, с момента моего первого визита в Яд ва-Шем, застрял в моей памяти – Zakhor (Память).
Источник — «Defending history».