Луи Вьерн со своей «Торжественной мессой для хора и двух органов» нервно курит в сторонке. В Эстонии в канун местных выборов жанр органной музыки приобрёл особую популярность. «Концерты» транслируют все телеканалы, но, почему-то, вместо размышлений о вечном, эта «музыка» у одних вызывает гомерический хохот, у других – рвотный рефлекс.
В минувшие выходные ТВ озвучило высказывание одного из органистов – лидера Консервативной партии Эстонии Март Хельме, который резко раскритиковал возможность открытия в Таллине русских лицеев. Кандидат на должность мэра эстонской столицы заявил, что открытие таких учебных заведений равнозначно попытке привести в Эстонию троянского коня: «Россия – не дружественное по отношению к Эстонии соседнее государство, и именно через образование и культуру россияне пытаются усилить свои позиции в соседних государствах».
Однако подождите смеяться и тошнить. И бросать камни в мою сторону. Ведь то, что я вам сейчас скажу, поначалу вызовет именно такое желание – запустить куском кирпича в автора. Не спешите. Но бывший посол Эстонии в России прав! (Хельме возглавлял посольство Эстонии в Москве с 1995 по 1999 гг. — «NewsBalt»).
Русская культура опасна. Только не для Эстонии, а дня них, потенциальных слуг народа, которые всеми силами и способами рвутся к власти, или же уже её имеющих. Правда, несколько смущает то, что они упорно ассоциируют себя со страной и её народом, но это уже, как говорится, издержки.
Совершенно не исключено, что экс-посол Эстонии в Москве в свободное от дипломатической работы время сбегал в Ленинку, которая расположена неподалеку от эстонской дипмиссии, и взял почитать Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Взгляд его остановился на «История одного города». И, несмотря на то, что эта вещь была написана во второй половине XIX века, Хельме испугался – раз и на всю жизнь, когда дошёл до главы — «Органчик».
«В прошлом году, зимой, — не помню, какого числа и месяца, — быв разбужен в ночи, отправился я, в сопровождении полицейского десятского, к градоначальнику нашему, Дементию Варламовичу, и, пришед, застал его сидящим и головою то в ту, то в другую сторону мерно покачивающим. Обеспамятев от страха и притом будучи отягощен спиртными напитками, стоял я безмолвен у порога, как вдруг господин градоначальник поманили меня рукою к себе и подали мне бумажку. На бумажке я прочитал: "Не удивляйся, но попорченное исправь". После того господин градоначальник сняли с себя собственную голову и подали ее мне. Рассмотрев ближе лежащий предо мной ящик, я нашел, что он заключает в одном углу небольшой органчик, могущий исполнять некоторые нетрудные музыкальные пьесы. Пьес этих было две: "разорю!" и "не потерплю!" Но так как в дороге голова несколько отсырела, то на валике некоторые колки расшатались, а другие и совсем повыпали. От этого самого господин градоначальник не могли говорить внятно, или же говорили с пропуском букв и слогов. Заметив в себе желание исправить эту погрешность и получив на то согласие господина градоначальника, я с должным рачением завернул голову в салфетку и отправился домой. Но здесь я увидел, что напрасно понадеялся на свое усердие, ибо как ни старался я выпавшие колки утвердить, но столь мало успел в своем предприятии, что при малейшей неосторожности или простуде колки вновь вываливались, и в последнее время господин градоначальник могли произнести только: п-плю! … На спрашивание же вашего высокоблагородия о том, во-первых, могу ли я, в случае присылки новой головы, оную утвердить, и, во-вторых, будет ли та утвержденная голова исправно действовать? ответствовать сим честь имею: утвердить могу и действовать оная будет, но настоящих мыслей иметь не может».
У глуповского мэра органчик выводил две мелодии. У наших же кандидатов репертуар победнее будет. Главный органист зациклился на Штатах и выводит с утра до вечера «Эстония в любом случае поддержит США». Правда, он ещё слагает стихи про кибербезопасность, публикуя их в Твиттере, но интересы самого могущественного в мире государства для его органчика – главная пьеса.
Органчик дамы из Европарламента ещё беднее: он выводит лишь одну мелодию – «Путин». Ей местный премьер-министр говорит, мол, вы, дама, подтасованные голоса использовали для себя, она же в ответ: «Можно ли доверять Путину?»
И опять виновата «подрывная» русская литература. Любочка в «Пошехонской старине» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина вопрошала: «Маменька, под какое декольте шею мыть? Под большое или под малое?» Так и здесь: не успев отмыть всю изящную шейку от грязи, срочно надо примерять декольте под грядущие евровыборы. Надо срочно напомнить о себе, а тут уж — не до мытья всей шеи.
Чем кумушек считать…
Другой из «подрывных» авторов, сидящий в русском троянском коне, дедушка Иван Андреевич Крылов. Те, кто громче всех сегодня кричат о коррупции, о том, что столичный градоначальник ежегодно крадет у каждой семьи 1000 евро, сами погрязли в коррупции и торговле видами на жительство. Даже Март Хельме сказал, что с ILR ему из-за этого не по пути.
Или кто-то не помнит как «органчик» от экономики и коммуникаций, который перед прошлыми парламентскими выборами обещал по телевизору снизить цены на коммунальные расходы? Вышло, что он обманув народ, а теперь сменил пластинку. Нынче его коронная мелодия – «коррупция». Хотя, этот же персонаж, в ответ на то, что он нарушил закон о госпоставках при распределении крупного подряда, ответил: «А я не знал».
Короче говоря, бросайте кирпичи, ругайте, но Март Хельме прав, утверждая, что открытие русских лицеев опасно: ведь там будут изучать и Салтыкова-Щедрина, и дедушку Крылова, и даже Достоевского с его «Записками из мертвого дома». Не говоря уже о чеховской «Палате № 6».
Источник — «Baltija.eu».