«Факт, что Минобороны руководит лицо, за которым тянется шлейф двойного убийства, не умещается в моральные нормы»

Ко дню рождения министра обороны Литвы Юозаса Олекаса портал «D-fakti.lv» вспомнил о скандальном эпизоде из жизни политика.

Ко дню рождения министра обороны Литвы Юозаса Олекаса, который 30 октября отметил своё 58-летие портал «D-fakti.lv» опубликовал статью о том, почему судебная система Литвы пронизана коррупцией.

Юозас Олекас 28 октября 1999 года, находясь за рулем автомобиля, сбил двух членов Союза офицеров запаса Литвы: капитана Теофилиса Шимониса и полковника-лейтенанта Станисловаса Бузаса. Однако, вместо того, чтобы понести заслуженное наказание и искупать свою вину там, где простые смертные обычно оказываются после аналогичных событий, в тюрьме, Юозас Олекас продолжает спокойно продвигаться вверх по карьерно-политической лестнице.

Если Юозас Олекас, совершивший убийство двух мужчин преклонного возраста, избежал заслуженного возмездия, он обязан уйти из большой политики – в моральном плане убийство страшнее публичных конфликтов и частных интересов. Требовать этого должны как литовские избиратели и политики, так и Союз офицеров запаса Литвы, жизнь членов которого прервал автомобиль, за рулём которого находился Олекас. А тот факт, что министерством обороны руководит лицо, за которым тянется шлейф двойного убийства, не умещается ни в какие моральные нормы. 

Самое страшное, что в данной ситуации политику покрывает Генеральная прокуратура. Почему простые смертные, совершившие наезд на человека с летальным исходом, оказываются в тюрьме сроком на 15 лет, а Юозас Олекас, сбивший не то что одного, а двух человек — продолжает оставаться на плаву? Кто ответит? Поскольку прокуроры высшего ранга постарались прекратить дело в отношении Юозаса Олекаса, мы отдаем этого политика на Ваш суд. Действительно ли Юозас Олекас так уже невиновен, как утверждалось в официальных постановлениях прокуроров?

Авария была совершена на бывшем пешеходном переходе, который в темноте переходили только что вернувшиеся из Вильнюса два члена Союза офицеров запаса Литвы. Сразу же после автокатастрофы тела погибших увезла скорая помощь в надежде ещё спасти их жизни. Впереди, на довольно большом расстоянии от бывшего перехода в направлении Вильнюса стоял автомобиль «Volkswagen Golf» красного цвета, на котором из Каунаса ехал Олекас.

Машина стояла в центре первой дорожной полосы, передняя часть автомобиля была совсем незначительно отклонена от прямой линии движения в правую сторону. Как объяснили должностные лица полиции, тело одного из пострадавших было брошено ударом на крышку двигателя автомобиля и лежало на ней до этого места. Довольно широкая часть передней части автомобиля, особенно жесть крышки, была сильно вогнута. С автомобиля уже были сняты государственные номера Сейма (на тот момент будущий глава Минобороны Литвы являлся депутатом Сейма. «NewsBalt»). На полпути между бывшим пешеходным переходом и стоящим красным «VW Golf», на средней части дороги, лежала оторванная на уровне колена нога потерпевшего. На ней была обувь литовских военных старого образца серо-зелёного цвета: лодыжка обмотана полоской ткани, на ноге – чёрный ботинок с коротким голенищем. 

В ходе осмотра положение всех предметов было детально описано и сфотографировано. В утверждении водителя о том, что в том месте потерпевшие офицеры неожиданно бросились или прыгнули под колёса его автомобиля, отсутствует здравый смысл. Эти люди никак не могли «кинуться или броситься», так как сделать это не позволял их возраст, поведение и убеждённость в том, что проехавший на автостраде от Каунаса целых два предупредительных знака водитель всегда заметит людей с достаточно большого расстояния. Они обладали большим жизненным опытом относительно того, как себя вести на оживлённой автостраде. Этот пешеходный переход, расположенный совсем недалеко от их дома, был им хорошо знаком, они неоднократно переходили его как в дневное, так и в ночное время. 

После первой жалобы потерпевшей стороны Генеральная прокуратура отменила постановление о прекращении данного уголовного дела. Тогда было назначено проведение экспертизы независимым экспертом, габилитированным доктором, профессором О.Лукошявичене. Профессором были установлены две основные причины ДТП.

Первая – халатность дорожников, которые, ликвидировав пешеходный переход, не уничтожили маркирующие его атрибуты. На проезжей части асфальта были оставлены не закрашенными или нестёртыми маркировочные атрибуты «зебры». Кроме того, не была уничтожена асфальтированная тропинка на зелёном газоне между обеими сторонами автострады, что психологически позволило предположить наличие перехода.

В качестве второй причины аварии экспертом был признан тот факт, что водителем Ю.Олекасом была превышена допустимая скорость движения. Скорость движения автомобиля «VW Golf» должная была быть не менее 125 километров в час, а в момент удара – 108-111 километров в час. Казалось бы, все уже должно быть ясно, и расследование приближается к установлению истины. Увы… 

Почему это уголовное дело ни разу после действительно обоснованного и довольно длительного поиска объективной истины не попало в суд? Почему никак не удалось добиться, чтобы вопрос о виновности или невиновности политика Юозаса Олекаса решался в суде? А ведь дважды постановления о прекращении настоящего уголовного дела отменялись даже должностными лицами Генеральной прокуратуры. В поисках истины были проведены целых три автотехнические экспертизы в Литве и одна – за рубежом. Во время одной из экспертиз пропали все материалы по данному делу. Их нужно было заново восстанавливать по копиям документов, бережно сохраненным прокурором Дануте Гячайте. Известие о краже уголовного дела совершенно не укладывается в какие бы то ни было понятийные рамки юстиции.

О том, что считающий себя благородным и честным человек даже не сумел одной из пострадавших семей вовремя возместить материальные убытки, даже думать трудно. Почему и кому не хватило смелости на месте происшествия на совершившем аварию автомобиле оставить государственные номера Сейма, также неясно?

Один благородный и заслуженный юрист в феврале 2004 года, отвечая на вопрос корреспондента «Лайкинойи состине» о сложности положения юристов, которым доводится браться за связанные с политиками расследования, ясно и недвусмысленно сказал: «Законодательная система Литвы надёжно защищает юристов от вмешательства политиков. Если какие-либо должностные лица поддаются давлению, значит, они слабы, их личные качества не пригодны для работы в правоохранительной структуре». 

О, если бы так было всегда! Так было бы, если бы судьба должностного лица не зависела от мнения вышестоящего чиновника.


Источник«Новости Даугавпилса и Латгалии»