Военный контрразведчик, участник Вильнюсских событий 1991 года в качестве литовского тележурналиста Эдмундас Касперавичюс в интервью восточному агентству «Ostkraft» дал прогноз будущего своей малой родины Литвы.
— В последний месяц нет ни дня, чтобы в литовских СМИ не появлялись сообщения о «войне России против Литвы». Что происходит на вашей Родине?
— Спасибо, за слова «на вашей Родине». Действительно, Литва для меня была и всегда будет Родиной. Правда, уже более двадцати лет я не могу бывать там из-за реальной угрозы превратиться из политического эмигранта в политического узника. Для судебного преследования таких как я в Литве придуманы все необходимые законы. Сесть в тюрьму теперь можно за принадлежность к коммунистической партии, за высказанную правду о событиях 90-х годов прошлого столетия, за серп и молот на футболке или головном уборе.
Что касается Вашего вопроса… Вы правы. Если информацию черпать только из литовских СМИ, в которых выступают не только журналисты, но и цитируются высшие руководители республики, то, действительно, создается удручающее впечатление: оказывается, Литва ведёт с Россией «неравные войны» — газовую, энергетическую, молочную, информационную, психологическую! При этом постоянно протаскивается идея, что Россия ведёт эту войну не против одной Литвы, а против всего Европейского Союза!
Может в этом и заключается стратегическая задумка – усилить до предела напряжённость между Россией и ЕС. Если верно угадал замысел, то руководство моей Родины, как и в 90-е годы, снова выполняет неприглядную роль провокатора, этакого хулиганчика, вышибающего у прохожего рублик или сигаретку, за спиной которого стоят верзилы. Роль, не достойная гордой Литвы!
— Вы находите схожие моменты с ситуацией накануне распада СССР?
— Очень много общего. В моей памяти всплывают картинки 1990-1991 годов. Прошло столько времени, но помню всё это очень хорошо.
Тогда из всех средств массовой информации тоже раздавались без преувеличения «вопли» о «советской военной угрозе». Второй в республике человек — заместитель председателя Верховного Совета Литвы Казимерас Мотека официально заявил, что Литва находится в состоянии войны с Советским Союзом.
Казалось бы абсурд. Какая война с СССР? Литва же союзная республика?! Но, как специалист, могу сказать: доведение ситуации до абсурда — это важный приём психологической войны. Напомню, в какой обстановке раздавались эти вопли. Весной 1990 года проходили выборы в советские органы власти. Выборы были свободные, в духе безграничной гласности тех лет. В избранном по советским законам Верховном Совете Литовской ССР большинство получили представители «саюдиса» или «всеобщего движения за перестройку». Тем самим литовцы дали мандат депутатам, активнее других выступавшим за перестройку жизни Литвы в составе Советского Союза. Но уже в первую ночь новый состав Верховного Совета по прямому указанию из Вашингтона, полученному по телефону из уст руководителя литовской эмиграции Лозорайтиса, принял Акт «О восстановлении Литовского государства». Так саюдисты обманули свой народ первый раз.
Если в мировой истории есть примеры классического переворота, то 11 марта 1990 года в Литве имел место именно такой переворот. 15 марта 1990 года третий съезд народных депутатов СССР принял постановление, в котором признал недействительными «односторонние решения Верховного Совета Литовской ССР, противоречащие статьям 74 и 75 Конституции СССР». Таким образом, в 1990 году в Литве было сознательно сформировано двоевластие. Продолжали действовать государственные и партийные структуры, выполняющие союзные законы, одновременно стали вновь формироваться республиканские департаменты, в том числе внутренних дел, охраны края, не подчинявшиеся союзным законам. На две части разделилось и ошарашенное население республики. Далеко не все жаждали конфронтации с Союзом, в котором вполне прилично они прожили всю сознательную жизнь, да ещё когда провозглашались многие разумные и позитивные преобразования.
Тоже как специалист могу добавить, что формирование двоевластия — один из главных, очень желательных этапов «цветных революций». По сути дела это осовремененный древний принцип «разделяй и властвуй». Если не удается добиться этой цели на территории объекта революции, создается «правительства в изгнании». Для Литвы такой вариант тоже был предусмотрен. В тревожные для правительства дни уже были розданы «министерские портфели», а министр иностранных дел уже был отправлен в одну из европейских стран, поддерживавших действия литовских властей.
В условиях двоевластия обстановка в Литве накалялась, производство и снабжение останавливались. Население начало разочаровываться в новой власти, страсти кипели. Для оказавшихся в Верховном Совете и совершивших государственный переворот саюдистов с каждым днём нарастала угроза потери полученной власти. Если бы не провал так называемого «путча» в Москве, который, как мне кажется, был намечен в сценарии уничтожения СССР, компании Ландсбергиса пришлось бы убираться из превращённого в пороховую бочку здания Верховного Совета. Для бегства Ландсбергиса и других ключевых фигур Верховного Совета и правительства был заготовлен самолёт.
Вот тогда и было использовано универсальное средство мобилизации населения вокруг правительства – нагнетание военного психоза, страха перед существующей, якобы, военной угрозы Литве «извне». Чушь, но любящие свою родину литовцы поверили в неё. Помимо прочего, обстановка военного психоза облегчало организацию грандиозной для масштабов Литвы январской провокации 1991 года с обязательным кровопролитием. Это тоже из катехизиса психологических войн. Если сегодня снова понадобилось уже удачно опробованное средство — нагнетание военного психоза, значит, дела власти опять плохи, значит, градус кипения в народе снова грозит взрывом. Может быть снова готовится самолёт…
— Вы говорите о непростой ситуации, в которой оказались власти республики. А какие настроения среди населения?
— За двадцать с лишним лет никаких существенных перемен в отношении простых литовцев к русскому народу не произошло. У большинства литовцев нет антирусских настроений. Антирусские высказывания политиков не отражают мнение народа. В республике уже ходят анекдоты о шизофренической русофобии некоторых руководителей. Литовцы – умный народ. Большинство понимает: не люди определили, а это — судьба, наши два народа обречены жить вечно по соседству. Лучше в мире и дружбе.
А вот отношение населения к вождям независимой Литвы, как говорят литовцы, засевшим у корыта и не отходящим от него уже четверть века, изменилось и очень сильно. Литовцам осточертела ротация одних и тех же лиц возле «корыта власти». Эти люди без натяжки заслужили термина «режим, узурпировавший власть».
Позиции нынешнего режима, куда плачевнее, чем позиции саюдистов в 90-е годы прошлого века. Тогда массы, хотя и колебались, но были склонны верить в справедливость провозглашаемых ими лозунгов о свободе и независимости, в обещания обеспечить процветание Литвы в условиях демократии вне социализма и без Советского Союза, который Литва, якобы, кормила.
Сегодня все понимают, что вместо независимости Литва получила полную зависимость от НАТО и Евросоюза. В 90-е литовцы острили, что Москва предписывала всё, вплоть до того, где надо в Литве строить туалет. Сегодня без всяких шуток в Брюсселе определяют, какой вместимости сливной бачок должен стоять в том же туалете. Вместо процветания литовцы получили разрушенную национальную промышленность и сельское хозяйство. И атрибут капитализма — вопиющее социальное неравенство. Правда, это же в ходе либеральных реформ получили и русские.
Но если Россия рассчиталась со всеми долгами, то Литва залезла в многомиллиардные долги. Внуки не смогут рассчитаться за те кредиты, которые «добрый» капиталистический Запад предоставил своей «младшей сестричке» Литве. А правительство, будучи неспособным выплачивать даже проценты, и дальше лезет в долги. Уничтожение сельского хозяйства привело к тому, что вместо известного всему миру литовского «кумписа», в многочисленных супермаркетах лежит продукция старых стран Европы. В лице Литвы Евросоюз получил дополнительный рынок сбыта. За это не жалко и пособия литовским крестьянам выплатить, да кредиты дать, лишь бы ничего не производили.
Безработица в городе и на селе вынудила эмигрировать значительную часть трудоспособного населения, особенно молодёжи. Самая распространённая фраза в сегодняшней Литве: «Не за такую Литву мы боролись!». Прекрасный, чистый, доверчивый народ снова оказался подло и беспощадно обманут, как говорят нынче, кинут. И если сегодня со всех рупоров снова вопят об угрозе со стороны России, значит, продолжается та же песня, идёт тот же обман.
— Недавно Литва очень болезненно прореагировала на передачи программы «Человек и закон», в которых очевидцы вспоминали о трагических событиях января 1991 года в Вильнюсе. Вплоть до того, что запретили трансляцию Первого канала в Литве. Вы тоже ответили на вопросы журналистов Первого канала. Что можете сказать об этом?
— Я лично знаю всех гостей той передачи. Все честные и порядочные люди. Альфовец полковник Головатов всю жизнь прожил по закону настоящего офицера. Закон его жизни можно сформулировать очень коротко: «Честь имею!». Профессор Ермалавичюс вообще не умеет лгать. Военный прокурор Пятраускас никогда ни на йоту не отступает от фактов. Никто из них не способен лицемерить, фальшивить, перекрашиваться. Всё, что они сказали, — правда. Кстати, немалая часть литовцев не сомневается, что сказанное ими – чистая правда.
Именно поэтому и запаниковала власть. Известно, что нынешний режим в Литве держится на «трёх китах», точнее на трёх фальсификациях. Первая фальсификация: Литва не входила в состав СССР. Вторая: в 1990 году под руководством известных личностей Литва героически освободилась от советской оккупации. Третья: в 1991 году Литва ценою крови своих граждан отстояла независимость. Рухнет один из этих мифов, рухнет и фундамент режима. Значит, допустить разговоры о правде нельзя! Выход — запретить! Как всё это знакомо. Как только какой-то режим что-то запрещает – это значит, что ему есть что скрывать.
Только, мне кажется, уже поздно. Слишком много свидетелей. В Литве эту тему уже обсуждают открыто. Несколько человек уже не побоялись строгостей специально придуманного закона об уголовной ответственности за отрицание факта советской оккупации. Когда таких людей будет сначала сотни, потом тысячи, закон потеряет свой смысл. И это неизбежно произойдёт. Я верю, что и главные свидетели побоятся унести с собой в могилу такой грех.
— Это была инициатива ваших товарищей – рассказать о тех событиях двадцатилетней давности корреспондентам Первого канала?
— Это была естественная реакция на решение литовского суда признать 81 гражданина России и Белоруссии подозреваемыми в совершении военных преступлений и преступлений против человечности во время событий 1991 года в Вильнюсе. Это решение суда состоялось в мае, а ответ «подозреваемых» последовал лишь в октябре. Так что и в данном случае, пользуясь воинственной терминологией литовских руководителей и СМИ, «первый выстрел» сделала литовская сторона.
Это надо было сделать потому, что легко угадываются дальнейшие шаги режима Литвы. Недавно в Литве были выдуманы новые законы специально под такой случай. Зная, что Россия не выдаст своих граждан, Литва законодательно разрешила заочную судебную расправу над этими «подозреваемыми» из числа иностранных граждан. Даже не юристу понятно, что это — юридический беспредел! Нетрудно представить, что будет в мире, если литовскому примеру последуют все государства!
Даже высокопоставленные и хорошо информированные политики Литвы, в том числе европарламентарий Юстас Винцас Палецкис (отец мужественного Альгирдаса Палецкиса), бывший директор департамента охраны края Аудрюс Буткявичюс и другие прямо или косвенно заявили, что тут литовские ястребы «перегнули».
До какого цинизма всё-таки могут дойти политики, уверовавшие во всесилие лжи! Сами прекрасно знают истину о событиях той ночи, знают, что ни один из этих 80 с лишним человек никого не убивал, не давил и непричастен к этим четырнадцати смертям. И всё равно с диким упорством давят на юристов, на суд, с нетерпением выжидая, когда получат сфабрикованное судебное решение для последующих действий. Только все эти потуги напрасны. Потому что, даже если задуманное и осуществится, успех будет временным. Как говорят китайцы, «огонь в бумагу не спрячешь».
— Вы – гражданин России. Чего вы ожидаете от своего государства?
— Нынешнее руководство Литвы, очевидно, привыкло, что руководство России уже более 20 лет не реагирует на его антироссийскую «храбрость», поэтому очень часто позволяет себе экстравагантные выходки. Не исключено, что и новые шаги Литвы, о которых мы говорим сегодня, тоже рассчитаны на терпение России.
Как литовцу по национальности, у меня язык не поворачивается призывать Россию по достоинству ответить на новые посягательства литовского режима на благополучие российских граждан. Литва – моя Родина! С другой стороны, я не могу одобрить поведение руководства Литвы. Массово заочно приговаривать граждан России за выдуманные «военные преступления» — до такого не додумывался ни один руководитель Литвы за всю её историю. Литовцам есть чем гордиться в своей истории, но только не последним двадцатилетием.
Литовскому и российскому народам надо жить в духе максимального взаимопонимания и добрососедства. Для меня это ясно как «дважды два – четыре». В составе Советского Союза наши народы так и жили. Мне кажется, что независимая Россия именно так до сих пор относилась к Литве.
Я пишу воспоминания и скоро подробно расскажу, как в 90-е годы Москва, хоть и с сожалением, но фактически согласилась с выходом прибалтийских государств, в том числе Литвы, из состава СССР. Выход мог произойти без вильнюсских и без московских событий 1991 года. Уже после этих событий Россия одной из первых — после Исландии — признала Литву, призвав все страны мира поддержать её независимость. И только после признания России весь мир последовал её примеру. Со стороны России это была демонстрация истинного добрососедства.
Я считаю демонтаж СССР регрессом, как для Литвы, так и для России. Все союзные республики продолжают своё существование вне Союза. Россия — фундамент и основное пространство того эксклюзивного исторического построения по имени СССР не пропала, находит новых партнёров, даже более могущественных и выгодных. Не пропало и янтарное украшение того чудесного замка – Литва. Правда, пока это украшение не востребовано в той мере, в какой было востребовано в СССР.
Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, могу просто напомнить то, что руководство России знает и без меня. Литва несамостоятельна в проведении внешней политики, особенно в отношении России. Она обязана чётко выполнять и очень добросовестно выполняет директивы НАТО и Евросоюза. Надо помнить об этом! В условиях саморазоблачения НАТО и США в Ираке, Ливии, Сирии, при проведении цветных революций в Европе, других серьёзных провалов на мировой арене, нельзя исключить, что провокационные действия Литвы – начало новых контратак мировых держав на Россию. Поэтому – Литва, особенно её народ, тут не причём. Речь идёт о более серьёзных вещах.
— А что бы вы пожелали литовским руководителям?
— То, что я желаю видеть в действиях нынешних руководителей моей малой Родины, для них невозможно по определению. Слишком далеко они зашли, играя роль освободителей литовского народа от не существовавшей оккупации и в «охоте на ведьм» в лице пресловутых «военных преступников». Боюсь, для этих руководителей пройдена точка невозврата, по меньшей мере, пока они остаются действующими политиками. Нынешние руководители Литвы уже впитали в свою плоть сконструированные в период демонтажа Советского Союза с их участием догмы. В частности, им не по силам заменить чем-то более реалистичным те «три кита», на которых держится нынешняя политическая структура Литвы. Такая замена означала бы измену самим себе.
Остаётся пожелать руководителям моей малой Родины одного: крепкого здоровья и долгих лет жизни! Помимо всего прочего, это нужно для того, чтобы главные свидетели действительных, а не вымышленных преступлений против моего народа дожили до той поры, когда у власти в Литве будут свободные от внешнего влияния и антироссийских догм деятели. Тогда никому, даже Ландсбергису, не надо будет бояться заокеанских хозяев – настоящих авторов кровопролитных сценариев по разрушению СССР.
Источник — Восточное агентство «Ostkraft».