Отношения России и Польши вновь накалились до предела. И в который уже раз виной тому стала историческая дата. Празднование дня независимости Польши обернулось массовыми беспорядками возле здания российского посольства. Похоже, поляки ещё не скоро избавятся от своих комплексов. Россия могла бы «ускорить» данный процесс методом «кнута и пряника», но должного внимания она полякам не уделяет. В итоге двусторонние отношения так и не могут выйти из тупика.
11 ноября Польша отмечала 95-летие независимости. Учитывая то обстоятельство, что в 1918 году она перестала подчиняться России (а заодно Германии и Австро-Венгрии), антироссийские нотки в данном празднике изначально присутствуют. А если глянуть на то, что незадолго до того Россия отмечала День народного единства, который в Польше воспринимают именно как антипольский, избежать соответствующего выплеска эмоций было тяжело.
Каждый год националистически настроенные поляки (прежде всего, сторонники партии Ярослава Качиньского «Право и справедливость») выходят в Варшаве на акцию под названием «День независимости». То и дело всё заканчивается стычками с полицией, но в этом году демонстранты превзошли сами себя. Ещё перед началом шествия они сожгли российский флаг, а в ходе него – инсталляцию «Радуга», в которой усмотрели символ гей-сообщества.
Тут было встал вопрос: кого же польские националисты ненавидят больше, но ответ удалось получить, едва колонна достигла здания посольства России. Манифестанты подожгли полицейскую будку, попытались прорваться на территорию дипмиссии, и тут путь им всё же преградили стражи порядка. В результате столкновений пострадали 19 человек, более полусотни отправились в полицейские участки. По Варшаве поползли слухи, что к демонстрантам едёт подкрепление из других городов. К счастью, новой волны столкновений не случилось.
Посла Польши в России Войцеха Зайончковского вызвали в МИД России и потребовали объяснений «в связи с вчерашними бесчинствами в отношении российского посольства в Варшаве». Кроме того, московской полиции пришлось усилить охрану здания посольства Польши, чтобы наши «горячие головы» не учинили что-либо подобное тому, что их «коллеги» устроили в Варшаве.
События в польской столице выявили (впрочем, в который уже раз) крайне неприятную вещь. Российско-польские отношения находятся в тупике, а о преодолении непростых моментов истории говорить ещё слишком рано. Подобного рода демонстрации проходят в Варшаве и других городах Польши с неприятным постоянством. А польская пресса к каждой памятной дате пестрит заголовками типа «Не простим!», «Не забудем!», «Отплатим москалям сполна!». Чем только подстрекает неокрепших мозгами молодых сограждан на бесчинства.
Среди крупных беспорядков в Польше с «российским привкусом» вспоминаются два события. Первое – осень 1999 года, начало второй чеченской войны. Польская общественность тогда всячески сочувствовала боевикам, в стране работало представительство Ичкерии. И вот толпа молодых людей, узнав о вхождении федеральных сил в Чечню, ворвалась на территорию консульства России в Познани и сорвала флаг, выкрикивая «Шамиль Басаев».
Чемпионат Европы по футболу 2012 года и матч Польша-Россия, кажется, запомнится надолго. Российские болельщики устроили провокационный по сути марш к стадиону по случаю Дня России, а польские националисты, науськиваемые не в меру ретивыми патриотическими политиками и СМИ, атаковали их по всему маршруту следования. Итог – побоище, сотни задержанных, десятки пострадавших (к счастью, не очень тяжело). А потом результат игры обсуждали по местному ТВ уже не футбольные эксперты, а депутаты Сейма от разных фракций.
И куда деться от демонстраций сторонников Леха Качиньского, собирающихся 10-го числа каждого месяца, чтобы почтить память погибших в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 года? С их подачи на наших глазах вырастает новый антироссийский миф, подобный разделам Польши в XVIII веке, подавлению царской Россией польских восстаний XIX века, пакту Молотова-Риббентропа, Катыни, «оккупации Польши» в годы социализма и т.п.
В головах поляков за долгие века закрепилась мысль о том, что они представляют собой восточный форпост цивилизованной католическо-протестантской Европы на границе с «русскими православными варварами». Польская шляхта культивировала этот миф ещё веков эдак пять назад. С тех пор много что случилось, передвинулись границы, технологии шагнули вперёд, а польское сознание словно застыло. И власти Польши не делают почти ничего, чтобы изменить такое положение вещей.
А что Россия? Может ли она вообще изменить что-то? Некоторые особо далеко идущие либералы считают, что не просто может, а и должна. Должна покаяться за всё то зло, которое принесла польскому народу за долгие века. Собственно говоря, о том же постоянно говорили братья Качиньские и их сторонники. В более мягкой форме, но эту же линию гнут и нынешние президент и премьер Бронислав Коморовски и Дональд Туск.
Но выход ли это? Это, скорее, капитуляция, причём односторонняя и совершенно несправедливая. Россия ведь тоже много что может припомнить Польше. Например, продвижение поляков вглубь русских земель в позднем Средневековье. Участие в Смуте начала XVII века, многочисленные войны, развязанные поляками. А были ещё и чудовищные лагеря времён советско-польской войны 1920 года, где по приказу современной «иконы» польского государства маршала Юзефа Пилсудского в нечеловеческих условиях тысячами гибли от голода и издевательств и русские красноармейцы, и русские белогвардейцы…
Может, продолжать отмахиваться от поляков и отвечать ударом на удар, как это делают наиболее ортодоксальные коммунисты и патриоты? Тоже не лучший выход. События, о которых говорят поляки, имели место, и отрицать их бессмысленно. Тот же факт Катынского расстрела Россия официально признала. Плюс ко всему в случае нарастания конфликта поляки всегда смогут сказать, что большая Россия ведёт себя агрессивно, и союзники по ЕС и НАТО Польшу безусловно поддержат.
Поведение поляков, их требования и их демонстрации порой напоминают истерику. И Россия могла бы её остудить, переведя обсуждение спорных исторических вопросов в более спокойное русло. По итогам диалога можно было принять «договор о примирении», где каждая из сторон сожалела бы о неприятных событиях прошлого. Так поступали Германия и Франция, Германия и Чехия, да много кто ещё. Российско-польские отношения не тяжелее, чем отношения любых соседей. Просто намного запущеннее.
Однако возникает ощущение, что никакой планомерной работы на польском направлении Россия не ведёт. Она просто не отвечает на польские выкрики никак, то ли не зная, как реагировать, то ли считая диалог на эту тему ниже своего достоинства. Что, мол, разговаривать с какой-то там Польшей, когда у неё есть «покровители» в виде Евросоюза, США, Германии и Франции. Зачем разговаривать с поляками, если за них решают другие? И пусть себе кричат…
Только разговоры и небольшой Польше несколько не соответствуют действительности. Её население – 37 млн человек, и ещё где-то 13 млн поляков проживают за рубежом, из них половина – в США. Польское лобби в Штатах достаточно влиятельно, чтобы осложнить России жизнь, если ситуация будет продолжать обостряться. В него входят конгрессмены, сенаторы, представители бизнеса. О таком же русском лобби нам только мечтать остаётся. Да и, ко всему прочему, Польша – член ЕС и НАТО, и обе организации в той или иной форме вынуждены защищать её интересы. Только вот интересы свои формулируют сами поляки.
Кроме того, целый регион Российской Федерации фактически превратился в заложника Польши. Речь идёт о Калининградской области. Если произойдёт крупное осложнение с Литвой – придётся как-то работать с поляками, чтобы оторванный от остальной России край элементарно выжил. Давить на них ради спасения Калининграда та же Германия не будет, и Евросоюз в целом не станет тоже. Разбирайтесь сами…
Разумеется, быстро прекратить исторические истерики русофобски озабоченной части польского общества не удастся. Но можно сделать так, чтобы они оказывали меньшее влияние на двусторонние отношения. Для этого стоит внимательнее отнестись к тому, что же Россия может предъявить Польше в ответ. Можем много, но мы же ничего не предъявляем, и в итоге получается, что «войну памяти» мы проигрываем. А польская истерика только нарастает, и периодически выплёскивается на улицу, как это случилось 11 ноября.
Как результат – российско-польские отношения остаются в полном упадке. И видя наше бездействие и высокомерное нежелание вести диалог, поляки тоже не желают искать какого-либо выхода из патовой ситуации.
Теперь слово за Россией. И самый неудачный ответ на последние события в Варшаве был бы именно «адекватный», как его стало принято понимать у нас в последние годы. Ответный налет на польскую дипмиссию, даже в дозированном варианте, загонит отношение между двумя странами в еще больший тупик на долгие года.
Источник — «Аргументы.Ru».