Польские политики начинают уставать от Киева и президента Виктора Януковича. Однако подобно трем сестрам, пастору, причетнику и крестьянам из сказки братьев Гримм Варшава так крепко «приклеилась» к украинскому «золотому гусю», что пока Дурень не захочет, сами не отлепятся.
А начиналось всё хорошо. После резкого разворота Киева накануне Вильнюса многие польские политики оживились, увидев для себя шанс добавить за счет Украины очки рейтинга. Варшава забила в колокола, призывая европейцев и американцев обратить внимание на «уходящий на Восток» Киев. Лидеры оппозиции вместе с коллегами из правительственной коалиции не вылезали с киевского «евромайдана». Однако в Варшаве позабыли, как ловко умеют украинцы водить за нос своих зарубежных визави. Сегодня в тоне польских политиков звучит раздражение Януковичем и его противниками. Первый допек своей «противоречивой политикой» и «неисполнение обещаний». Вторые – непомерными амбициями и нежеланием договариваться в тиши кабинетов, а не на площадях.
Но что может Варшава, кто её слышит? После того, как в ночь с 10 на 11 декабря подразделения «Беркута» предприняли очередной штурм «евромайдана», МИД Польши вызвал «на ковер» посла Украины Маркияна Мальского, которому была высказана очередная «озабоченность» силовыми методами. После встречи пресс-секретарь польского внешнеполитического ведомства Марчин Войцеховски заявил, что Варшава предложила свои услуги Киеву в качестве посредника, если «украинские власти попросят нас об этом».
Не попросили. Сегодня украинскую столицу навещают такие «тяжеловесы» как верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон и помощник Госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд, с которыми и ведет переговоры Янукович. Ни об экс-президенте Александре Квасьневском, ни о лидере PiS Ярославе Качиньском, ни о министре иностранных дел Радославе Сикорском в украинской прессе практически не вспоминают.
В этой ситуации в Варшаве озвучиваются ходы, которые трудно назвать обдуманными. Так, в интервью Rzeszpospolita Квасьневски, рассуждая о том, хочет ли украинская власть подписать Соглашение об ассоциации или нет, заявил, что «самым честным» по этому вопросу будет спросить общество на референдуме. Но год назад такое предложение уже выдвигал лидер «Украинского выбора» Виктор Медведчук, за что его резко раскритиковали как в проправительственном лагере, так и в оппозиционном. Попытки Медведчука и представителей Компартии Украины инициировать плебисцит по определению внешнеполитического курса страны блокировались Верховным судом Украины.
«Так что же должен хотеть в этой ситуации польский патриот, — задаются вопросом Kresy.pl и отвечают. — Польский патриот должен хотеть, чтобы Украина была буфером между Польшей и Россией. Местом, где сталкиваются различные силы, в конечном счёте, с нулевой суммой».
Однако этого пока не происходит. Хуже того, «украинский вопрос» продолжает раскалывать польский политикум. Не случайно потому экс-премьер Польши Казимеж Марцинкевич говорит, что «поддерживать украинцев необходимо, но Варшава не может одна бороться за них». По словам Марцинкевича, многие политики пытаются согреться в «пылкой свободе Украины», в то время как здесь требуется «некоторая умеренность».
Другой экс-премьер Влодзимеж Чимошевич добавляет, что было бы хорошо, если бы польские политики в контексте событий на Украине не руководствовались «соображениями внутренней политической игры». А им это по силам? На днях Качиньски дал интервью wPolityce.pl. Наряду с традиционными призывами противостоять «российскому империализму», он снова поддел Сикорского и выразил недовольство внешнеполитическим курсом страны. Нынешний глава МИД с самого начала неохотно относился к идеям моего покойного брата, президента Польши, сказал лидер PiS.
Сикорски отмечал, что единственной важной страной на Востоке является Россия. Что это такое, теперь каждый видит – испорчены отношения с другими восточными странами, ослаблены позиции Польши на Западе, подчеркнул Качиньски. Если события на Украине будут развиваться в той парадигме, которая наблюдается сейчас, если Киеву удастся плотно вовлечь в посреднический переговорный процесс Вашингтон и Брюссель, на этом «евроатлантическом корабле» для Варшавы может не оказаться места.
И тогда вопреки призывам Чимошевича и Марцинкевича польским политикам останется утешаться провинциальными перебранками с выяснением, кто же виноват в «потере Украины».
Источник — REX.