Договорённости Владимира Путина и Виктора Януковича повергли многих наблюдателей за событиями на Украине в сильное недоуменнее. Снижение «Газпромом» цены на газ для Украины до 268,5 долл. за тысячу кубометров и обязательство приобрести украинские долговые бумаги на 15 млрд. долларов означали спасение украинской экономики от коллапса. Это сегодня (18 декабря) прямо признал премьер-министр Украины Азаров.
При этом Украина не взяла на себя никаких встречных обязательств по вступлению в Таможенный союз, на чём ранее настаивала российская сторона. Получается, что мы будем поддерживать Украину на плаву для её последующего продвижения в Ассоциацию с Евросоюзом. Ведь цель евроинтеграции, по-прежнему, провозглашается украинскими властями в качестве главного вектора своей внешней политики. А это, по существу, противоречит всей геополитической стратегии российского руководства последних лет, когда создание Евразийского Союза было объявлено высшим приоритетом. А без Украины такое интеграционное образование будет неполноценным.
Между тем, банкротство украинской экономики неминуемо повлекло бы за собой коллапс политической системы. Ну, а развалившуюся Украину можно было бы абсорбировать в состав Евразийского Союза по частям, за исключением, конечно Галиции, которая в этом союзе просто не нужна. (В этом смысле очень показательна фраза Сталина, сказанная Черчиллю при обсуждении польского вопроса. «Мне не надо ни одного поляка», — заявил советский руководитель. Перефразируя это прозорливое замечание, мы сейчас с полным основанием можем сказать: «Нам не надо ни одного галичанина»).
Поэтому трудно объяснить действия российского руководства желанием за российский счёт поддерживать целостность Украины. Не выглядит убедительной и точка зрения, что российское руководство оказалось столь наивным, что поддалось на украинскую игру и поспешило помочь Украине, чтобы не допустить свержения Януковича и прихода к власти прозападных кругов, готовых подписать соглашение об Ассоциации с Евросоюзом любой ценой. Такое соглашение не спасло бы украинскую экономику от коллапса, напротив, ускорило бы его. У Запада сейчас просто нет денег, чтобы спасать Украину. Они даже полноценных членов Евросоюза спасти не в состоянии. И в Кремле это прекрасно понимают.
Да и не было у украинских властей реальной заинтересованности в этом соглашении. Замысел состоял в другом – в разыгрывании Евросоюза против России. План, надо сказать, довольно шаблонный. Он применялся украинской элитой многократно, ещё столетия назад и представлял собой своеобразный аукцион между великими державами, на который Украина сама себя выставляет, чтобы получить деньги (или привилегии) от того, кто больше даст.
Поэтому-то и соглашение об Ассоциации Киев парафировал не глядя. Оно ведь ему было нужно просто как инструмент давления на Россию, и его исполнять не собирались. А в этом случае – какая разница, что там написано. Поэтому то и тянули до последнего момента в надежде, что Москва в конце концов сломается. Поэтому то и перекинули в последний момент мостик к Евросоюзу, предложив получать 16 млрд. долларов в год за членство в Ассоциации, в надежде на то, что растерянный Брюссель, вдруг, в этой критической ситуации даст слабину. Но ни Москва, ни Брюссель не дрогнули.
Тогда Киев решил поднять уровень напряжённости на новый виток – имитировать политический кризис на Украине с непредсказуемыми последствиями. Украинские олигархи, стоящие как за украинской властью, так и за оппозицией быстренько этот кризис организовали. Не случайно, театральность всего происходящего просто бросалась в глаза. Обе стороны сдерживали свою массовку от перехода за определённую черту.
Всё развивалось по специально согласованному плану. Боевики агента СБУ Дмитрия Корчинского немного пободались с «Беркутом». Затем «Беркут» кого-то побил, но кого неясно, так как дело было ночью. Зато в СМИ началась такая истерика, как будто русские танки вошли в Прибалтику. Генсека НАТО начали всерьёз спрашивать, что будет делать альянс, если Россия введёт войска на Украину, а в Севастополе некоторые депутаты потребовали ввода российских войск, хотя они и так уже там. Смешно, но президент Янукович в самый разгар кризиса полетел в Китай просить денег. Но поскольку Китай далеко и события на майдане его волнуют мало, китайские товарищи денег Украине не дали.
Встаёт вопрос, неужели в Кремле не понимали смысла всего этого паноптикума на майдане? Думаю, что понимали. Но помощь Украине всё-таки оказали. Причём оказали так, что украинская сторона не взяла на себя никаких встречных обязательств по развитию интеграции с Таможенным союзом. Ну кроме, разве что, строительства моста через Керченский пролив. И вот это вызвало недоумение.
Не случайно, сейчас многие эксперты и политологи, особенно на Украине, бросились искать в заключённых договорённостях некий потаённый смысл. Чаще всего утверждается, что там имеются договорённости, о которых, мол, никто не знает. Но если о договорённостях никто не знает, то их и выполнять не обязательно. А «джентльменские соглашения» украинская власть уже столько раз нарушала, что кто же ей поверит?
Некоторые украинские политологи предположили более коварный план со стороны Москвы. Мол, Янукович в качестве гарантии заложил Кремлю свою собственность и собственность приближённых олигархов. И теперь Москва будет держать их на коротком поводке. Но всё же понимают, что Януковичи приходят и уходят, а Украина остаётся и российские деньги в украинской экономике – тоже. Вот не будет завтра Януковича и поводок порвётся. Как говорится, «нет человека – нет проблемы». Кто же будет строить на таком шатком основании долговременную стратегию? Поэтому этот вариант отпадает. Не то чтобы полностью отпадает. В принципе этот элемент в договорённостях присутствовать может, но даже если и так, то не он является главным мотивом российской стороны.
По размышлении я пришёл к выводу, что Путин согласился на уступки Украине по соображениям широкого геополитического порядка. Смысл в том, что коллапс украинской государственности в данный конкретный момент России не выгоден, и надо дать возможность Украине ещё какое-то время продержаться на плаву. Что это за соображения, можно только догадываться. Президент располагает всей полнотой информации, в том числе и разведывательной, о которой мы не имеем представления. Скорее всего, Путин осведомлён, что в ближайшее время на Западе ожидаются некие серьёзные события. И Запад стремиться отвлечь внимание и ресурсы России в другом направлении, чтобы она оказалась не в состоянии полноценно влиять на эти события.
Это ведь только Янукович и его окружение думают, что они играют свою собственную игру. А их просто использовали в более широкой глобальной игре. Не случайно, западные эмиссары столь активно подключились к событиям на майдане. Ну ведь, правда, не из за того, что они так сильно желают видеть Украину в ассоциации с Евросоюзом?
Действительно, если бы на Украине началась гражданская война и произошел бы её распад, России пришлось бы в этот конфликт вовлечься, в том числе и военным путём. И у России сразу бы ослабли возможности для влияния на события в других районах мира, да и в целом на глобальном уровне, например, на уровне мировых финансов. Ну, а это, в свою очередь, ограничило бы возможности России по формированию нового мирового порядка, чего некоторые круги на Западе (да и не только на Западе) страстно желают.
Но Путин помешал реализации этого замысла наших геополитических противников. Он отложил решающее сражение за Украину. Оно начнётся в более благоприятных условиях, видимо, уже после надвигающихся глобальных событий. Одним словом, Украина всё равно будет интегрирована в Евразийский Союз, но менее болезненным путём и с меньшими затратами сил и средств. И в этот сценарий пришлось сейчас инвестировать 15 млрд. долларов плюс снижение цены на газ. Не так много по российским меркам, особенно если учесть, что Украина всё равно не смогла бы купить много газа по прежней, более высокой цене.
Источник — «Живой журнал» Михаила Александрова.