«Путин имеет полное право защищать свой народ на Украине»

В интервью «Российской газете» звезда Голливуда Стивен Сигал назвал политику Обамы на Украине «идиотской».

Стивен Сигал, звезда Голливуда, сейчас находится в Румынии, где идут съемки очередного фильма с его участием. Актёр снимает многокомнатный сьют в лучшем отеле Бухареста. Он ни на минуту не остаётся один — туда-сюда снуют помощники, охранники, водители, секретари. Жена опять же — очаровательная Элли с пятилетним сыном старается всё время быть рядом.

— Проходите, садитесь. Всегда рад видеть российских журналистов.

Актёры всегда играли весомую роль в американской политике — достаточно вспомнить Рональда Рейгана или Арнольда Шварценеггера. Стивен Сигал сегодня в мире не менее популярен и авторитетен. В Бухаресте он третью неделю, снимается в боевике «Абсолюшен» — о секретном агенте, «киллере американского правительства», которого отправили в Восточную Европу для уничтожения «плохого парня» — торговца людьми. Съемки идут ежедневно с утра до вечера, но, узнав, что речь пойдёт о ситуации с Украиной, Стивен нашёл время ответить на вопросы.

— Мистер Сигал, в Крыму недавно прошёл референдум, итоги которого в мире восприняты неоднозначно...

— Для начала я бы хотел вернуться к тому, что предшествовало этому референдуму. Да, Януковича обвиняли в том, что он коррумпирован, и, наверное, действительно это было так. Но вообще многие лидеры в мире коррумпированы, сложно найти того, кто не был бы в чем-то замешан. Януковича обвиняли в том, что он вёл пророссийскую политику, но что ему оставалось делать, если около 20 процентов населения Украины — этнические русские, симпатизирующие России? И тут вдруг появился Евросоюз, который не жалел сил, денег и внимания на нужды оппозиции, всё более вовлекаясь во внутриукраинские проблемы. Да, на Украине есть немало людей, симпатизирующих Европе, особенно на западе страны, потому возникла очень непростая ситуация. Мне кажется важным факт, который не стоит забывать: Маргарет Тэтчер, которая была одним из самых сильных и влиятельных лидеров Великобритании, когда ЕС решил проникнуть в её страну, попыталась воспротивиться этому. Через какое-то время она была вынуждена уйти с политической арены. Потому ЕС не стоит недооценивать.

Что же касается референдума в Крыму. Я не являюсь юристом или адвокатом, потому мне сложно оценивать это голосование с точки зрения формальных процедур, насколько грамотно там было всё проведено, к тому же я не знаю досконально российского и украинского законодательства. Но с человеческой точки зрения какая бы ни была пропаганда — пророссийская или проукраинская, а она всегда была и будет, — но 96 процентов, которые проголосовали за вхождение Крыма в состав России при огромной явке, — это что-то значит. Никакая пропаганда за столь короткий промежуток времени не заставит народ принять решение в ту или иную сторону. Демократия — это волеизъявление людей, а они хотят жить в России. По-моему, это главное.

Гораздо более некорректным было то, как в своё время поступил Никита Хрущёв, когда, не спросив ни народ Украины, ни народ Крыма, взял и просто отдал его Украине. И не было ни референдумов, ни соцопросов, ничего. Так что если сравнивать с этой точки зрения, сейчас всё произошло намного более корректно. У людей спросили — они ответили.

Также гораздо более некорректно был свергнут президент Янукович. Какой бы он ни был плохой, но его избрали легитимными путем, и он представлял интересы всего украинского народа, за него проголосовали миллионы людей, а свергнут он был непонятной группой агрессивно настроенных националистов, которая представляет лишь малую часть населения Украины. Кто эти громилы, забрасывающие здания бутылками с зажигательной смесью, откуда они взялись? Вот это гораздо более нелегитимно, чем то, что произошло в Крыму.

— А вы бывали в Крыму, на Украине?

— Не раз.

— И какие впечатления остались?

— Я считаю, Крым — это настоящий бриллиант, и туристический, и природный. На Украине мне тоже понравилось, там добрые, отзывчивые люди. Но сегодня мне не понятны обвинения Путина в том, что он вмешался. Он не раз заявлял, что российская армия не будет вторгаться на территорию юго-восточной Украины, но его желание защитить русскоязычное население Крыма, его активы, российскую военную базу Черноморского флота в Севастополе от того беспредела, который сейчас творится, на мой взгляд, вполне обоснованно.

-Но западные СМИ думают по-другому.

— Роль СМИ сегодня действительно велика, но далеко не каждое из них заинтересовано в том, чтобы люди знали правду. Освещение того, что происходит, — отвратительное и ужасное. Политика на всём земном шаре сегодня — это глобальная игра, и у каждого в этой игре свои интересы. Потому ничего удивительного здесь нет — каждая страна преследует свои цели, а СМИ — лишь инструмент. Вспомните, как США вторглись в Панаму и свергли, а потом и арестовали там президента. Тогда все СМИ твердили, что они правы. Похоже-непохоже — не мне судить, но каждая страна преследует свои цели и действует всеми доступными способами. Зачастую не всё лежит на поверхности, корни запрятаны глубоко и не видны обывателям.

— Насколько мне известно, вы достаточно близки с президентом Путиным, за что в США периодически подвергаетесь критике. Не изменилось ли ваше отношение к нему после украинских событий?

— Если отвечать дипломатично, я скажу, что не слишком хорошо его знаю. Но мне бы хотелось думать, что я знаю его хорошо. И достаточно, чтобы утверждать, что он — один из величайших ныне живущих мировых лидеров.

Считаю его своим другом и хотел бы считать его своим братом. Мне кажется, он очень порядочный человек, человек слова, и для меня крайне важно, что в отличие от большинства мировых лидеров он думает прежде всего не о себе, не о своём имидже, а о своей стране, её населении. Он силен в единоборствах, великолепно знает стратегию и тактику, и неслучайно Россия играет все большую роль в глобальной политической игре, в системе сдержек и противовесов. И то, как она сегодня позиционирует себя, — это очень достойно.

— У Путина — чёрный пояс по дзюдо, у вас — 7-й дан по айкидо. Не этим ли объясняется сходство ваших позиций по основным вопросам?

— Вряд ли мы смотрим на всё одинаково, это не так. Когда я впервые пришёл к нему домой, увидел статую основателя дзюдо Кано Дзигоро в полный рост. Я был поражён, захотелось получше узнать этого человека. Да, Путин изучал восточную философию, но он также учился на опыте великих правителей и тактиков средневековья. Он умный человек и изучает выдающихся людей, исторические личности. Мне кажется, во многом этим объясняется тот прогресс в работе над собой, которого он достиг.

— Несколько неожиданно слышать это от гражданина США. А как вы в таком случае оцениваете мистера Обаму?

— Я американец и очень люблю свою страну. Но есть президенты, которым я симпатизирую и которых поддерживал, к примеру, Рейган или Кеннеди, а есть те, к которым отношусь не очень хорошо. Не секрет, что у меня республиканские взгляды и политика президента Обамы мне не импонирует. Во многом это вина даже не его, а людей, которые входят в его ближайшее окружение, у которых взгляды на мировую политику диаметрально противоположны российским. На мой взгляд, ситуация, когда США и Россия находятся по разные стороны баррикад, ненормальна. И свою задачу я вижу в том, чтобы всячески способствовать нормализации отношений. Все от этого только выиграют.

А что касается ситуации на Украине, мне кажется идиотской политика администрации президента США, которая пытается подтолкнуть стороны к кровопролитию. Да, недавно в Крыму погиб украинский солдат (а вместе с ним, кстати, и боец самообороны), но никто толком не знает, как это произошло, нет деталей, а из Киева звучит приказ брать в руки оружие и стрелять в русских. И администрация США это безумие поддерживает. Могут ли нормальные люди такое сказать? Ведь российская армия в сотни раз сильнее украинской и если начнётся большой военный конфликт, прежде всего, пострадают украинцы. Те, кто делает такие заявления, никогда не возьмут в руки оружие и не пойдут на передовую, они спрячутся сзади и будут наблюдать, как гибнут украинские парни. Повторяю: это абсолютно идиотские заявления, и позиция администрации США, которая им потворствует, мягко говоря, вызывает недоумение.

Тут Сигал внезапно прерывает интервью.

— Извините, мне пора на съёмку. Поехали? Тут недалеко.

Садимся в две машины — он на чёрном «мерседесе», мы — сзади на микроавтобусе. Фильм снимается в старинном мрачном особняке а-ля Дракула в самом центре Бухареста. На улице Менделеева, между прочим. Ждём, пока снимут очередной эпизод. Толпа киношников, зевак.

Сигал с пистолетом поднимается по лестнице, чтобы спасти девушку в откровенном платье. «Мотор!». И вдруг оглушительный выстрел, многие затыкают уши. Первый, второй дубли. Снято.

— На чём мы остановились? — возвращается главный герой.

— Я всё про Украину. Как вы считаете, насколько граждане США разделяют позицию президента Обамы по отношению к России?

— Это очень непростой вопрос. Дело в том, что американцы сегодня мало осведомлены о ситуации на Украине. Их мнение складывается на основании того, что они видят по ТВ, и прежде всего по главному американскому каналу CNN, который является зеркальным отражением того, что администрация Обамы хочет показать народу. Я вижу, как на нашем ТВ постоянно критикуют Путина, причём часто используя домыслы и подтасовки. Есть старое высказывание: если часто говорить ложь, она станет правдой. Увы, многие политические режимы научились прекрасно контролировать СМИ. Мне на днях в ужасе звонит один из моих друзей: «Стивен, что случилось? Почему твой друг Путин так себя ведёт, он что, сошёл с ума?!» Я вынужден объяснять, что всё не так и нельзя верить тому, что мы видим по ТВ. Это просто циничная пропаганда.

В американских новостях не перестают твердить: «В Крыму всё точно так же, как было, когда Россия напала на Грузию». Но, может, наконец, сказать людям правду? Разве не грузины вторглись в Южную Осетию, расстреляв российских миротворцев? И только после этого Россия приняла ответные меры. Не пора ли журналистам внимательнее изучать предметы, о которых они говорят, и просто перестать повторять то, что от них требуют сказать?

— На днях в отношении ряда российских чиновников, политиков и бизнесменов были приняты санкции. Насколько, по-вашему, эта мера адекватна и может ли она способствовать урегулированию конфликта?

— Санкции я считаю бессмысленными. Но главное — нельзя согласиться с той ролью мирового полицейского, которую Америка всё чаще берёт на себя. Почему в Вашингтоне считают себя вправе решать, кого на другом конце Земли наказывать, а кого нет?! Мне кажется, Владимир Путин имеет полное право защищать свой народ на Украине, который определился и проголосовал за воссоединение, тем более, и Дума, и Совет Федерации в этом практически единогласно его поддержали. Какие санкции? Если бы Америка оказалась на месте России, она повела бы себя точно так же, а может даже жёстче.

— Так кому же, на ваш взгляд, выгодно продолжение «холодной войны»?

— Прежде всего, в эскалации конфликта заинтересовано ЦРУ, некоторые люди на Капитолийском холме и из окружения президента Обамы. И явно в этом не заинтересован президент Путин. Вообще я считаю, что «холодная война» была придумана, чтобы обеспечить прибыль некоторым людям. И вообще, заметьте, вся эта неразбериха на Украине началась накануне Олимпиады — это тоже о многом говорит.

— Многие в США до сих пор представляют Россию как страну, где всегда зима и по улицам бродят медведи. Вы в своё время проехали от Москвы до Владивостока, что увидели?

— Впервые я побывал в России в начале 90-х. Людям было нечего есть, повсюду бедность, промышленность развалена, везде разруха — ужас. Всё начало меняться в президентство Владимира Путина: растёт рождаемость, снижается смертность, нет безработицы, создаются новые производства. Россия за последнее десятилетие преобразилась на глазах! Да, я проехал её с запада на восток и видел, где ещё много делать, а где уже очень много сделано. И хочу сказать, что ваш президент — невероятно сильный человек, он поднял страну. И мне с каждым разом всё приятнее приезжать в Россию.

— В таком случае нет ли желания вслед за Жераром Депардье принять российское гражданство?

— В Америке нет запрета иметь гражданство других стран. Но я ни в коем случае не намерен отказываться от гражданства США, потому что люблю свою страну и верю в неё. Хотя против российского гражданства ничего не имею. Возможно, когда-нибудь это случится.

— Американский боксёр Леннокс Люьис в своём блоге недавно принёс извинения украинскому народу за то, что столь сильно отбил голову своему сопернику Виталию Кличко. Возможно, это чёрный юмор, но если серьёзно — как вы оцениваете потенциал нынешних украинских политиков?

— Конкретного человека, который мог бы возглавить Украину, сейчас я не вижу. Но кто бы он ни был, он должен прежде всего быть выбран демократическим путем, цивилизованным голосованием, но ни в коем случае не группой националистов. Должны пройти выборы, и только тот, кто получит большинство голосов, имеет право говорить от имени всего народа. И нельзя забывать, что значительная часть жителей Украины — русские, а значит, необходимо учитывать и их мнение.

— Так если сейчас на Украине нет лидера, может, вам не баллотироваться в губернаторы Аризоны, а выдвинуться в Киеве? В странах Прибалтики вон граждане США руководили, и была удовлетворенность. Во всяком случае, у них самих и у американцев.

— Я не склонен связывать себе руки и полностью принимать чью-либо сторону. Мне гораздо более важно не стать лидером какого-то государства, а выступить дипломатом, миротворцем, усадить стороны за стол переговоров, содействовать наведению мостов дружбы и взаимопонимания. Украина уже много пережила, и сейчас для всех самое важное успокоиться и перевести всё в мирное русло. Надеюсь, общими усилиями нам это удастся.


Источник – «Российская газета».